ВВЕДЕНИЕ
Происходящие с 2008 года в экономике России явления экономисты именовали различными способами. Шли дискуссии о кризисе 2008 года, стагнации и рецессии. Либеральная школа представляет негативные экономические итоги 2014 года как результат политики санкционного давления. Однако экономическая динамика 2013 года уже демонстрировала вступление России в состояние стагнации. В 2015 году МВФ, Всемирный Банк и российские финансово-экономические ведомства сошлись во мнении, что экономику России ждет спад. Затем последовали рассуждения на тему, что страна развивается лучше, чем ожидалось.
Однако что же происходит в 2015 году — стагнация, рецессия, результат санкций и кратковременное сдерживание экономического роста или иные процессы? Ответам на данные вопросы посвящено исследование, мониторирующее социально-экономическую динамику в стране на примере ряда отраслей экономики.
Главная цель исследования — диагностировать состояние российской экономики в 2015 г.
Для этого решались следующие исследовательские задачи:
анализ экономической динамики 2014 года;
мониторинг ожиданий развития страны в текущем году;
диагностика социально-экономического развития страны в 2015 году.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ 2014 ГОДА
Предыдущий год заканчивался для страны стагнацией и предвестием перемен. Тогда Президент открыто объявлял о том, что нужны структурные реформы, экономисты ждали, что свершится долгожданная перестройка, средства из ФНБ направят в экономику, ЦБ начнет смягчать денежно-кредитную политику (ранее в сентябре 2013 года он перешел на ключевую ставку в 5,5%, которая была ниже ставки рефинансирования). Экономисты предчувствовали кризис и ждали оперативного реагирования властей, хотя правительство продолжало давать прогнозы о росте ВВП, благосостоянии граждан, стабильности рубля. Оправдались только мрачные ожидания: экономика стала вползать в затяжной кризис, нестабильность к концу года стала нормой, введенные против страны санкции начинают комплексно воздействовать на все сферы жизнеустройства.
Россия в системе международно-экономических отношений в 2014 году
2014 год стал периодом смены основных стратегических партнеров, что сопровождалось охлаждением отношений с Западом в результате введенных против России санкций, заключением новых контрактов с Китаем и подписанием договора об организации Евразийского экономического союза.
Санкции
Ограничительные меры в отношении России действовали и ранее: так, поправка Джексона-Веника была отменена только в конце 2012 года, но сохранялся Список Магнитского. В 2014 году был введен комплекс санкций, предусматривающих ограничение поставок технологий двойного назначения, запрет доступа к рынку внешних займов, отмену контрактов и последовательный вывод иностранных активов из страны, закрытие иностранных предприятий и сокращение производства. Побочными элементами противостояния стали ослабление рубля и снижение цены на энергоресурсы, являющиеся главной статьей бюджетных доходов. Негативно на рынок повлияли угрозы — потенциальные санкции: отключения страны от SWIFT по примеру Ирана, угроза ухода с российского рынка платежных систем Visa и Mastercard (реализовано в отношении Крымских банков). Несмотря на риторику о неэффективности введенных против страны санкций, очевидно, что против России развязана настоящая экономическая война, ставшая возможной вследствие чрезвычайной экономической открытости. За долгие годы Россия попала в ловушку долларовой экономики, создав условия, благоприятные только для развития нефтегазовой отрасли, подсадила население на импортную иглу и свернула собственную обрабатывающую промышленность. Из последних инициатив по заимствованию чуждых практик у стран с отличными моделями относится вступление в ВТО и переход на плавающий курс рубля. Ограничительная политика ЦБ вытолкнула российский корпоративный сектор на внешний рынок заимствования, в результате чего финансовые санкции оказались столь эффективными. Именно собственная политика российских властей по снижению суверенности российской экономики превратила санкции в эффективный инструмент давления на Россию. Будущий год несет большие риски, сценарий отмены санкций маловероятен, единственная надежда — это мобилизационная экономическая политика с новыми кадрами в ЦБ, в финансовых и экономических ведомствах. Придет ли она?
Издание EU observer оценило предполагаемые потери России от европейских санкций в 2014 году в €23 млрд, или 1,5% ВВП, в €75 млрд, или 4,4% ВВП, в 2015 году. Журнал TheEconomist дал наиболее радикальные прогнозы о потерях России в размере $1 трлн: по расчетам издания ущерб российским компаниям достигнет €744 млрд.
Минфин России оценивает ущерб непосредственно от санкций в размере $40 млрд -недополучения притока западного капитала, и $90–100 млрд. в год от снижения объемов экспорта из-за падения цен на нефть на 30%. Наибольший удар по российской экономике наносят европейские санкции из-за более сильной связи с европейской банковской системой, высоким торговым оборотом, включая сотрудничество в сфере покупки технологий, представительством европейских компаний на российском рынке. Запрет на поставку оборудования может привести к снижению добычи нефти на 5–10%, то есть и пропорциональному сокращению доходов.
Итак, средний убыток Европы от российского эмбарго составит примерно €5–7 млрд, общая сумма потерь от санкций в 8 раз выше — около €40–50 млрд (или $49–61 млрд). Оценка подрыва российской экономики не столь однозначна: российское руководство называет сумму существенно ниже той, которую дают европейские аналитики. По данным российского руководства ущерб для России от внешних факторов составляет приблизительно $140 млрд. В действительности для российской экономики эта сумма должна стать больше, поскольку в результате введения санкций и неэффективной политики российских органов власти и институтов в стране произошли следующие события, приведшие к экономическим потерям:
рост оттока капитала до $130 млрд., из них на период после введения санкций пришлось около $96 млрд.;
девальвация национальной валюты в некоторые периоды до двух раз;
закрытие рынка внешних кредитов при сжатии российского кредитного рынка;
сокращение нефтегазовых доходов в долларовом выражении;
закрытие иностранных компаний, вывод иностранных активов;
рост инфляции сверх 10%;
сокращение доходов населения;
банковский кризис, спровоцированный ужесточением денежно-кредитной политики ЦБ и массовым оттоком вкладов физических лиц из-за девальвации и др.
Интеграционные процессы и постсоветские республики
На фоне резкого обострения отношений с Западом Россия в мае этого года подписывает договор о создании Евразийского экономического союза на компромиссных условиях: в договоре не значатся пункты, на которых до санкций настаивала российская сторона. Так, главы Белоруссии и Казахстана добились исключения из договора пунктов, которые могли поставить под сомнение незыблемость их суверенитета. Все положения, связанные с вопросами охраны границ, общего гражданства, внешней политики, системы обороны и безопасности, а также здравоохранения, образования, науки, культуры, как не относящиеся к экономике, были исключены из финальной версии договора. Уступчивость российской стороны в данном вопросе объяснялась стремлением власти избежать полной политической и экономической изоляции, которая старательно организовывалась западными странами. Четыре постсоветских государства в текущем году сделали свой выбор в пользу направления интеграции: Украина и Молдавия подписали соглашение об ассоциации с ЕС, Киргизия и Армения присоединились к ЕАЭС. Крупнейшая геополитическая катастрофа России в этом году — это утрата в сфере экономического влияния Украины и Молдавии. Ассоциация этих республик с ЕС создает торговые барьеры, стимулирует постепенную переориентацию украинского и молдавского рынков на европейские товары.
Ориентация на Восток
Диверсификация российской экономики затронула только одну часть программы: это расширение числа стратегических партнеров. В мае на фоне санкций Россия заключила с Китаем газовый контракт на 30 лет. Условия контракта остались коммерческой тайной, однако по заявлению властей можно судить о тех чрезмерных преференциях, которые российская сторона предоставила Китаю. Так, президент России предложил обнулить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для месторождений, газ с которых будет поставляться в Китай. Строительство трубы будет реализовано за счет Газпрома, которому могут быть выделены на этот проект века средства Фонда национального благосостояния, которые по изначальной задумке должны были развивать промышленность. Закачка газа в Китай будет осуществляться по двум трубопроводам: Сила Сибири и Алтай, при этом общие объемы поставок по заявлению А.Миллера могут превысить объем экспорта в страны Европейского Союза. Поворот на Восток затягивает страну в новую стратегическую ловушку: юаневая зависимость, диктат ценовой политики Китаем, который является единственным потребителем газа в направлении по трубопроводам Алтай и Сила Сибири. Не исключено, что возросшие инфраструктурные затраты Газпрома объясняют отказ от строительства Южного потока. Не секрет, что после снижения цен на нефть потянется автоматически и снижение цен на газ. Предельно высока вероятность, что это радикально изменит финансовый баланс газового российско-китайского контракта не в пользу России, вплоть до его даже проектной убыточности.
Удар по бизнесу и благосостоянию российских граждан
Для россиян ушедший год запомнится резким скачком цен на продукты питания, импортную продукцию, обесценением сбережений из-за девальвации национальной валюты, ажиотажным спросом на технику, автомобили и недвижимость как последнюю попытку сберечь и приумножить сбережения, резким ростом ставок по кредитам и ежедневным давлением со стороны главного регулятора — от падения рубля к отзыву лицензий. Казалось, что весь год народ России ведет борьбу с ЦБ: первый пытается отстоять нажитое, второй — вселить страх и недоумение. Однако в полной мере почувствовать эффект от государственно-управленческих решений российские граждане и бизнес смогут в текущем году.
Девальвация валюты
В течение года российский рубль обесценивался до двух раз. Политика ЦБ по стабилизации рубля привела к сокращению российских резервов на 90 млрд долларов, введению российской экономики в рецессию через повышение ключевой ставки за год на 11,5%, росту цен как минимум на 15–20% и резкому снижению уровня жизни российских граждан. Теперь среднестатистический россиянин получает меньше, чем житель соседнего Казахстана. Россия больше не является привлекательным для иностранцев рынком рабочей силы. Доллар не будет стоить 30 рублей, самая благоприятная стоимость, которую называет Минэкономразвития — это 49 рублей за доллар, и только в том случае, если нефть будет стоить 80 долларов за баррель (сейчас 59,5).
Самоэмбарго
Запрет на поставки продукции из Европы как ответная санкция в первую очередь ударил по российским потребителям, которые в результате роста цен, спровоцированного эмбарго, по оценкам аналитиков потеряли около 40 млрд рублей. Ответные санкции, затронувшие российского потребителя, навредившие торговым отношениям с членами Таможенного Союза, обернулись не поддержкой отечественного сельского хозяйства, а сменой поставщиков на развивающиеся страны, продукция которых в результате девальвации рубля на рынке стоит теперь столько же, сколько до санкций европейские товары.
Резкий рост цен был вызван двумя государственно-управленческими решениями: девальвацией валюты и введением продовольственного эмбарго. Высокая зависимость российской экономики от импорта привела к удорожанию в первую очередь продуктов питания, как импортных, так и производимых в стране. В результате ослабления рубля издержки отечественного производителя выросли: увеличилась цена на сырье, упаковку, аренду помещения, транспортные расходы. Например, в сфере строительства 20% — это импортные компоненты. Максимальный рост цен произошел на товары с наибольшей скоростью оборота — продукты питания. Россиянам предстоит ощутить все негативные последствия курсовой политики, когда в продажу поступят новые партии импортной техники, автомобилей. В условиях резкого сокращения уровня доходов, роста цен, удорожания кредитов ожидается резкое сокращение темпов роста торговли.
Рукотворная рецессия была вызвана действиями в основном Центрального Банка. Сокращение денежной массы на 1,1 трлн рублей спровоцировало падение инвестиций в основной капитал. Решение об увеличении ключевой ставки до 17% (практически уровень 2003—2004 гг.) закрывает все возможности для развития бизнеса из-за сокращения производства (предложения) и падения спроса. При текущем уровне ставки бизнес мог кредитоваться только под 20–30%, что при уровне рентабельности в 7–10% превращает любой бизнес в убыточный. Аналогично рост ставки действует и на спрос. Так, в секторе строительства в результате удорожания ипотеки закладка новых домов может сократиться на треть, что означает пролонгацию рецессии не только на 2015 год, но и на следующие годы. Текущая денежно-кредитная политика по факту является приговором для российской обрабатывающей промышленности. На рынке смогут остаться только компании, занимающиеся торговлей и добычей полезных ископаемых.
Банковский кризис
Первые симптомы кризиса проявились уже в текущем году. Банки столкнулись с проблемой ликвидности. В результате активного оттока средств физических лиц с депозитов, отзыва лицензий, ухудшения качества ранее выданных кредитов (рост задолженности из-за девальвации рубля) банковская система может столкнуться с серьезными трудностями. Требования к увеличению уставного капитала к банкам внесут свои негативные коррективы в банковский сектор. В целом политика ЦБ по санации системы не уменьшила отток капитала, но подорвала доверие ключевых вкладчиков банков — физических лиц, а также сократила возможности заимствования у ЦБ при ставке в 17%. В 2015 году ситуаций, аналогичных банку Траст, может стать много больше.
Сокращение бюджетных расходов
Принятый бюджет противоречит идее социального государства: хотя расходы на социальную сферу не сокращены (это выплаты пенсий, пособий), такие важнейшие социальные направления, как образование, здравоохранение, физическая культура урезаны на 20–30%. Расходы на эти отрасли в федеральном бюджете минимальны (около 8%). Например, расходы на дошкольное образование сокращены на 90%. Ожидаемый дефицит бюджета при цене нефти ниже 80 долларов за баррель будут восполнять за счет дальнейшего сокращения государственных расходов. Данная политика ведет к дальнейшей коммерциализации образования, медицинских услуг, снижению ценности интересов человека, что также подтверждается решением о продлении замораживания накопительной части пенсий и на 2015 год.
Стратегические решения
В 2014 году были приняты важнейшие решения в сфере экономики и финансов, однако даже самые позитивные из них носят скорее декларативный характер.
Учреждение фонда развития промышленности
Фонд должен предоставлять промышленности льготные кредиты. Однако озвученная сумма в 18 млрд рублей при демонетизации экономики в 92 трлн руб. является крайне недостаточной. Неопределенность относительно точной суммы фонда, условий кредитования (ставки), повышение ставки на рынке позволяют прогнозировать короткую жизнь данному проекту, который в условиях чрезвычайной демонетизации не способен удовлетворить все потребности бизнеса в инвестициях.
Импортозамещение
Ответом на санкции должна была стать кампания по замещению импортной продукции отечественной. Инициирована она была преимущественно для ОПК, декларировалась для сельского хозяйства (но необходимого для этого финансирования не выделено, а освободившаяся ниша была заполнена продуктами стран третьего мира) и предполагалось внедрение ее в целом в промышленность (пока принят абстрактный закон о промышленной политике). Данная инициатива, как и годом ранее объявленная необходимость отхода от сырьевой специализации, необходима для жизнеспособности страны. В противном случае стране грозит очередная эпоха застоя.
Антиоффшорный закон чрезвычайно важен для российской экономики, из которой только в 2014 году было выведено 150 млрд долларов. Ужесточение требований к юрисдикции бизнеса и трансграничных потоков повысит доходную часть бюджета, простимулирует отечественную экономику. Но насколько эффективным станет этот закон, покажет время.
Плавающий курс рубля
Новый режим курсообразования дестабилизировал валютный рынок, приведя к ослаблению рубля и росту его волатильности. Это спровоцировало комплекс негативных явлений. ЦБ отреагировал ростом ключевой ставки, бизнес — снижением деловой активности, рынок — ростом цен на товары, ажиотажным спросом и сокращением доходов и сбережений граждан. В перспективе новый валютный режим таит серьезные угрозы, связанные с ростом зависимости курса от конъюнктуры на рынке нефти. Решение о переходе на свободно плавающий курс было ошибочным. Оно не только подрывает экономику, но и ставит вопрос о разумности политики Центрального банка. Открытым для бизнеса остается вопрос: «не присоединился ли ЦБ к санкциям против России?»
Уходящий год запомнился российским гражданам и отечественному бизнесу еще искусной и масштабной пропагандой, призванной скрыть за громкими заявлениями реальные угрозы и риски. Российских граждан убеждали поверить, что переход от долларовой несуверенности в юаневую и невыгодный газовый контракт с Китаем осуществлялся под лозунгом «начать газификацию Дальнего Востока». Запрет на импорт продуктов питания по заверению властей не должен был привести к росту цен, но должен был поддержать отечественное сельское хозяйство. Поверить в то, что санкции помогли России стать сильнее, а плавающий курс рубля стал единственно верным решением.
ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Как известно, нынешняя российская экономическая модель является логическим продолжением радикальных рыночных реформ 1990-х годов. Тогда одномоментная либерализация цен взвинтила инфляцию до 2500%, обесценив сбережения граждан. В результате монетаристской денежно-кредитной политики денежная масса сократилась в пять раз, а ставка рефинансирования перевалила за 200%.
Приватизация обернулась разорением хозяйства страны, и, вопреки заверениям о преимуществах частной собственности над государственной, более 80% приватизированных предприятий оказались убыточными. Сокращение бюджетных расходов подорвало совокупный спрос. А либерализация внешнеэкономической деятельности в сочетании с искусственным завышением курса рубля привели к чудовищному оттоку капитала и экспансии импорта на внутренний рынок. Неудивительно, что в таких условиях начал гибнуть реальный сектор страны. Только лишь за пять лет реформ объем промышленного производства упал более чем в два раза, производства машиностроения — более чем в три раза, товаров народного потребления — в 5–10 раз, в ряде высокотехнологичных отраслей — в десятки раз.
Но и после такого погрома осталось значительное количество производств, которые составляли основу российского ВВП. Их дальнейшее удушение происходило путем сжатия денежной массы. Для борьбы с инфляцией была избрана стратегия ограничения денежного предложения, притом что, как показывают исследования, монетарный фактор в России не является главной причиной роста цен. В итоге эмиссионный источник инвестиций был практически закрыт. К концу 1990-х коэффициент монетизации (отношение денежной массы к ВВП) сократился в России до 15%. Для сравнения, среднемировое значение монетизации экономики составляет 125%. В результате нормальный товарно-денежный обмен между предприятиями стал невозможен. Ввиду дефицита рублей производители перешли на денежные суррогаты в виде бартера, векселей и долларов.
Нефтяное «экономическое чудо»
В таком обескровленном виде российская экономика продолжала бы существовать на протяжении еще многих лет. Спад ВВП сохранялся бы, а Минфин и ЦБ продолжали бы ограничивать денежное предложение. Однако, в 2000-х годах начинается рост цен на нефть. Несмотря на отчаянные действия российских денежных властей ежегодный приток валютной выручки в страну привел к росту денежной массы в реальном выражении на 10–20% в год. Минфин просто не успевал выводить образовавшиеся потоки средств из страны. В итоге, началась медленная ремонетизация и снижение процентных ставок. Вопреки монетаристским теориям о связи цен и количества денег произошло замедление инфляции с 20% в 2000 году до 9% в 2006 году. Как результат, сохранившиеся производственные цепочки начали наполняться ликвидностью и темпы роста ВВП возросли в среднем до 7,5% в год. Тем не менее, ключевые условия для развития несырьевого сектора созданы не были. Стоимость кредита по-прежнему превышала рентабельность обрабатывающих производств.
Плоская шкала налогообложения не обеспечивала баланс инвестиционной привлекательности между секторами. Низкий уровень бюджетных расходов и вывоз капитала из страны наряду с другими факторами сокращали норму накопления вдвое по сравнению с потенциальной. Основным каналом денежной эмиссии оставался выкуп нефтедолларов с валютного рынка. По расчетам авторов, в случае использования эмиссии в качестве инструмента рефинансирования инвестиций в реальный сектор их величину можно было бы увеличить минимум на $124 млрд. в год.
Конец эры легкого роста
Теперь уже ясно, что возможность экономического роста за счет существующих производственных мощностей исчерпана. После кризиса 2008–2009 годов Россия так и не вышла на прежние темпы роста ни в 2011 году, когда цена на нефть выросла на 36%, ни в 2012 году, когда она почти достигла предкризисного максимума. Более того, темпы роста постоянно снижались на протяжении последних пяти лет. Теперь Россия отстает по ним не только от развивающихся стран и среднемировых показателей, но и от развитых стран. Очевидно, что даже в случае отмены западных санкций, для достижения оптимального экономического роста необходимо создавать новые производства, проводить политику модернизации и импортозамещения. А для этого необходимо менять экономическую модель страны. Прежде всего, должна поменяться денежно-кредитная политика. Коэффициент монетизации должен быть доведен до 130–150%. Способом денежной эмиссии должно стать обеспечение доступного кредита для реального сектора. Следует использовать дифференцированную систему налоговых ставок для стимулирования инноваций и развития приоритетных направлений бизнеса. Необходимо уйти от фанатического стремления сократить бюджетные расходы любой ценой. На данный момент расходы консолидированного бюджета РФ по отношению к ВВП на пятую часть отстают от средних показателей, характерных для развитых стран и планируется их дальнейшее сокращение.
Наконец, требуется обеспечить оптимальный уровень протекционизма как в финансах, так и в реальном производстве. Режим максимально свободного передвижения капитала приводит к его безудержному оттоку из страны. За последние 20 лет только дважды наблюдался чистый приток частного капитала, а всего из России было вывезено более триллиона долларов. При этом надежда на исключительную роль иностранных инвесторов в развитии страны не оправдалась. Достаточно посмотреть на долю прямых иностранных инвестиций в структуре общего объема инвестиций. Их количество измеряется считанными процентами от общего размера инвестиций в основной капитал страны. Для предотвращения оттока денег из России и раскачивания ее финансовой системы было бы правильно ввести ограничение на движение спекулятивного капитала. Также важно заботиться и о реальном секторе. О какой конкурентоспособности отечественного АПК можно говорить, когда субсидии российским сельхозпроизводителям на порядок уступают европейским? И это в рамках соглашений ВТО, в которую наша страна вступила по собственной инициативе. Уровень торговых заградительных барьеров должен определяться не на основе абстрактного ощущения ценностей свободного рынка и конкуренции, а исходя из нужд отечественной экономики, когда стимулируется ввоз необходимых для модернизации товаров и ограничивается поступление того, что страна способна производить в нужном количестве сама.
Пока что не видно реального стремления экономического руководства страны к переходу на новую модель экономики. А это значит, что слова о менее глубоком спаде по сравнению с ожидаемым внушают оптимизма не больше, чем констатация того факта, что безнадежно больной пациент прожил больше положенного.
Пугающий облик стабилизации
Но даже если предположить, что российская экономика действительно стремится к равновесию, то возникает вопрос, насколько такое равновесие совместимо с жизнеспособностью страны. После ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры в результате санкций и падения цен на нефть, как ни странно, наконец, появился оптимизм в отношении будущего развития страны. Возникла надежда, что обстоятельства, в конце концов, заставят руководящую элиту перейти к реальному импортозамещению, создать условия для развития бизнеса и вернуть государству обязанность руководства экономическим ростом. Однако реакция российских властей оказалась не только не достаточной, но в отдельных случаях и прямо противоположной требованиям дня. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на обеспечении стабильности национальной валюты в трудную для страны минуту, ЦБ отпустил рубль в свободное плавание, полностью дестабилизировав финансовые рынки. В то время как ожидалось создание механизмов доступного кредитования реального сектора, ЦБ взвинтил ставки. Экономическая модель страны не только осталась неизменной, но отдельные, и без того неоптимальные, параметры еще больше усугубились. На данный момент можно констатировать, что ожидаемое в будущем равновесие установится намного ниже того уровня, на котором находилась российская экономика до начала текущего кризиса, так как при новой цене на нефть и величине оттока капитала падение уровня жизни населения становится неизбежным. При этом экономика, как и раньше, будет находиться в состоянии медленной, но устойчивой деградации.
После того, как в 2011 году экспортный углеводородный потенциал роста был исчерпан, экономические показатели плавно покатились вниз. Почти к нулю приблизился рост ВВП (рис. 1).
Комментарии 2