Существует
мнение, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Но на
практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства
много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность –
приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с
юного детского возраста.
Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
• глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
• уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
• рука – записывать слово и закреплять его в памяти.
Если
в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной
язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских
открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!»
до школьных диктантов, написанных на «четыре» и «пять», происходит
постепенным и непринужденным образом. Помочь в этом могут несколько
эффективных способов.
1.Чтение
Не существует слишком
раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец
воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими
картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы
начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок
расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и
автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно
закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы
убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему
должна оставаться одним из лучших подарков для детей.
2.Решение кроссвордов
Начните
с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий
нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет
неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку
«пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.
3.Устные игры в слова
В
дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова –
интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая
тренировка. Примеры таких игр – это:
• рифмы;
• слова (по подобию игры в «города»);
• назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
• составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».
4.Много общения
Родительская
речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно
от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах
«звонит» или «торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же
речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.
– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.
Если
вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные
темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут
передаваться вашим детям.
5.Словесные игры на бумаге
•
змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое
последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
• виселица или «Поле чудес»;
• путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
• составление множества маленьких слов из одного большого.
6.Развлечения с использованием букв
Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.
•
рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены
дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом
к самостоятельному чтению;
• предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
• делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
• мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
•
сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, –
буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.
7.Постеры на стену
В
доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы
малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно
обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В книжных
магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и
животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее.
Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства
запоминает, как оно пишется.
8.Скраббл
Популярная во всем
мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит»,
развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр
на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».
9.Мнемоническое запоминание правил
Дети
не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно.
Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки,
ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов. Известные
мнемонические примеры:
• Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
• Уж замуж невтерпеж;
• Надеваю одежду, одеваю Надежду;
• То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.
Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.
10.Словари
Орфографический
словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо
обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный
словарик для слов, которые вызывают затруднения. Набрав по 7-10 таких
слов, дети могут:
• писать с ними маленькие диктанты;
• составлять из них кроссворд;
• записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
• играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».
Упражнения
по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут
предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А
дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную
атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со
словами – естественная и любимая часть жизни.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев