Основных вариантов изначально было три. Вариант первый — увеличение длины ствола 85-мм пушки, что позволяло повысить начальную скорость снаряда и бронепробиваемость на 20%. Вариант второй — перевооружить самоходку длинноствольным 122-мм орудием на базе пушки А-19. И, наконец, было предложение установить на самоходку 152-мм гаубицу Д-15. Но первый вариант радикально не решал проблемы, а два последних явно вели к перегрузке самоходной установки, потери скорости и маневренности. И выход был найден — вооружить новую самоходку 100-мм орудием на базе корабельной зенитной установки Б-34. Эти пушки устанавливались в качестве зенитных орудий на крейсеры типа «Киров». Орудие, обладавшее высокой начальной скоростью снаряда, прекрасно подходило в качестве противотанкового. На больших дистанциях снаряды 100 мм пушки могли легко поразить тяжелый немецкий танк. Так появилось орудие, получившее наименование С-34. Но выяснилось, что установить 100-мм пушку С-34 на СУ-85 без значительных изменений конструкции самоходки невозможно. Поэтому руководство Уралмаша в срочном порядке обратилось на завод № 9 с просьбой создать новую пушку. Вскоре было разработано орудие Д-10С, которое по своим баллистическим характеристикам не уступало С-34, но было значительно легче и не перегружало самоходку.
В итоге в апреле 1944 г. новая самоходка успешно прошла испытания. Самоходная артиллерийская установка СУ-100 имела следующие характеристики: масса превышала 31 тонну, скорость достигала 50 км/ч., экипаж состоял из четырех человек. В отличие от СУ-85 было усилено до 75 мм бронирование лобовой части, появилась командирская башенка. Боекомплект пушки состоял из 33 унитарных выстрелов. Пулеметное вооружение на СУ-100 отсутствовало.
Начало выпуска СУ-100 на два месяца задержали сравнительные испытания самоходки, вооруженной орудиями С-34 и 10Д-С. 3 июля 1944 г. постановлением Государственного Комитета Обороны СУ-100 была официально принята на вооружение. К 15 августа 1944 г. Уралмаш должен был подготовиться к производству самоходки и с сентября приступить к ее выпуску. С сентября и до конца 1944 г. на Уралмаше СУ-100 выпускались параллельно с СУ-85. Для унификации производства последние СУ-85 выпускались с увеличенной до 75-мм, как на СУ-100, лобовой броней и командирской башенкой. А с 1945 г. в производстве остались лишь СУ-100. Всего до завершения Великой Отечественной войны в мае 1945 г. на Уралмаше было выпущено 1770 средних самоходных орудий СУ-100, а общий выпуск в СССР составил 3037 единиц.
Первое массовое применение СУ-100 связано с отражением немецкого контрудара в Венгрии у озера Балатон. В марте 1945 г. для последнего мощного наступления противник сумел сосредоточить значительное количество тяжелой техники. В то же время в войсках 3-го Украинского фронта около 60% бронетехники составляли именно самоходные орудия, что и обусловило определенную специфику действий. В дальнейшем СУ-100 применялись в боях на завершающем этапе Великой Отечественной войны — в Берлинской и Пражской операциях, хотя их количество было относительно невелико. Так, к началу битвы за Берлин в составе сил 1-й Гвардейской танковой армии М. Е. Катукова насчитывалось 497 танков (Т-34/85 и ИС-2) и 212 самоходных орудий — из них 41 самоходка СУ-100. Среди Героев Советского Союза, удостоенных высшего звания за успешные действия на СУ-100, можно отметить командира САУ старшего сержанта Н. А. Кибизова, отличившегося при прорыве немецкой обороны на подступах к Берлину.
В 1944 г. в должности командира орудия СУ-85 сержант А. Н. Кибизов принимал участие в боях за освобождение городов Бердичев, Проскуров, Яворов, Перемышль, в форсировании рек Западный Буг и Висла. 19 июля 1944 г. при расширении плацдарма на левом берегу реки Западный Буг в районе деревни Мадзярки уничтожил немецкий танк «Пантера», за что был награждён орденом Красной Звезды.
В марте 1945 г. А. Н. Кибизов участвовал в Восточно-Померанской наступательной операции, в том числе, во взятии городов Нёренберг, Лобез, Кольберг, Путциг и Гдыня.
16-17 апреля 1945 г. в боях в районе города Зеелов (Германия) в должности командира самоходно-артиллерийской установки СУ-100 1454-го самоходно-артиллерийского полка 11-го гв. танкового корпуса 1-й гв. танковой армии старший сержант А. Н. Кибизов действовал в передовом отряде полка. Экипаж А. Н. Кибизова уничтожил 5 танков, 1 дот, 3 противотанковых орудия и до 60 солдат противника, а также подавил огонь 6 тяжёлых пулеметов. 22 апреля 1945 года САУ А. Н. Кибизова одной из первых ворвалась в Берлин. В боях в районе севернее населённого пункта Карлсхорст (ныне в черте Берлина) своим огнём она прикрывала переправу стрелковых подразделений через реку Шпрее. Во время штурма А. Н. Кибизов был тяжело ранен и стал инвалидом.
фото; Кибизов Александр Николаевич.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 г. «за мужество и героизм, проявленные в наступательных боях от Вислы до Одера, и нанесение противнику большого урона в живой силе», старшему сержанту А. Н. Кибизову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6717). Этим же указом высокого звания Героя Советского Союза был удостоен командир 1454-го самоходно-артиллерийского полка подполковник П. А. Мельников.
За три года войны расчёт А. Н. Кибизова уничтожил 24 немецких танка, 62 автомашины и бронетранспортёра, 28 артиллерийских орудий и миномётов, десятки блиндажей и дзотов противника, 37 пулемётов, а также более четырёхсот вражеских солдат и офицеров.
В августе 1945 г. в ходе советско-японской войны СУ-100 успешно применялись в Маньчжурии. В послевоенный период самоходки были на вооружении в странах Варшавского договора (помимо СССР СУ-100 выпускались в Чехословакии). В наши дни СУ-100 еще встречаются на парадах и военных мероприятий. Ряд САУ также сохранился в качестве памятников и музейных экспонатов.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев