Памятник участникам Керченско-Феодосийского десанта в Феодосии. Скульптор В. Клоков (в соавт.)
В ходе операции общие потери советских войск составили 41 935 человек, из них 32 453 человек — безвозвратные: убитыми, утонувшими, замёрзшими и пропавшими без вести; 9482 человек — санитарные, 35 танков, 133 орудия и миномёта.
О немецких потерях точных данных нет. Э. фон Манштейн в мемуарах «Утерянные победы» называет цифру около 10 000 человек. В донесении штаба Кавказского фронта об освобождении Керченского полуострова и города Феодосия от 2 января 1942 года указано об уничтожении свыше 1 700 солдат и офицеров противника, захвате 325 автомобилей, 48 орудий разных и иных трофеев, а также об освобождении около 2 000 пленных красноармейцев.
Дальнейшие события
Основная статья: Боевые действия на Керченском полуострове
К 2 января 1942 года советские войска полностью заняли Керченский полуостров. Учитывая слабость немецкой обороны, Ставка указала генералу Козлову на необходимость скорейшего выхода к Перекопу и нанесения ударов в тыл севастопольской группировке противника.
Опасность возможного наступления понимал и противник. По словам Э. фон Манштейна:
В первые дни января 1942 для войск, высадившихся у Феодосии и подходивших со стороны Керчи, фактически был открыт путь к жизненной артерии 11 армии, железной дороге Джанкой — Симферополь. Слабый фронт охранения, который нам удалось создать, не мог бы устоять под натиском крупных сил. 4 января стало известно, что у противника в районе Феодосии уже было 6 дивизий.
Однако командующий фронтом Д. Т. Козлов откладывал наступление, ссылаясь на недостаточность сил и средств. В первой половине января 1942 года войска Крымского фронта готовились к дальнейшему наступлению вглубь Крыма. Для поддержки будущего наступления был высажен Судакский десант силами двух стрелковых полков с ослабленной артиллерией под командованием майора Н. Г. Селихова. Он занял Судакскую долину, но через занятые румынами горные дефиле далее продвинутся не смог.
Э. фон Манштейн опередил Д. Т. Козлова на несколько дней. 15 января немцы внезапно перешли в наступление, нанося главный удар по стыку 51-й и 44-й армий в районе Владиславовки. Несмотря на количественное превосходство советских войск и наличие у них бронетехники, противник прорвал позиции генерала Первушина и 18 января отбил Феодосию[комм. 1]. Войска Кавказского фронта вынуждены были оставить занимаемые позиции и отойти за Ак-Монайский перешеек. Среди прочих потерь, понесённых советской стороной, был транспорт «Жан Жорес» с грузом боеприпасов. К 26-27 января практически полностью погиб и Судакский десант, почти две недели героически оборонявший захваченный плацдарм (потери составили до 2500 человек, 350-500 человек, включая майора Н. Г. Селихова, пробились к партизанам).
Несмотря на потерю порта в Феодосии, советское командование сохранило возможность доставлять подкрепления по льду Керченского пролива.
28 января Ставка приняла решение о выделении войск, действовавших на Керченском направлении, в самостоятельный Крымский фронт под командованием генерала Д. Т. Козлова. Фронт усилили новыми стрелковыми дивизиями, танковыми частями и артиллерией. В начале февраля через пролив переправилась и вошла в состав фронта 47-я армия генерал-майора К. С. Колганова, выведенная из Ирана. Войска в Крыму были существенно усилены бронетехникой. 39-я и 40-я танковые бригады насчитывали по десять KB, десять Т-34 и 25 Т-60, 55-я и 56-я танковые бригады — по 66 Т-26 и 27 огнемётных танков. 226-й отдельный танковый батальон насчитывал 16 тяжёлых танков КВ[4]. Ставка также решила укрепить штаб нового фронта. В Керчь в сопровождении группы офицеров прибыл в качестве представителя Ставки армейский комиссар 1-го ранга Л. З. Мехлис.
Ставка утвердила срок начала наступления на 26—27 февраля 1942. К началу наступления Крымский фронт располагал двенадцатью стрелковыми, одной кавалерийской дивизиями, несколькими отдельными танковыми батальонами с тяжёлыми КВ и средними Т-34 и артиллерийскими частями РГК. Из общего количества войск 9 дивизий входили в состав первого эшелона фронта. Наступление началось 27 февраля. Одновременно нанесла удары Приморская армия из Севастополя, но пробить кольцо окружения не удалось. Наступление же на Керченском плацдарме развивалось очень медленно: действиям танков мешали сильные дожди и противник отбил все атаки наступающих. Не устояла лишь 18-я румынская дивизия, на северном участке перешейка. Э. фон Манштейну пришлось бросить в бой свой последний резерв — 213-й пехотный полк и штабные подразделения. Упорные бои продолжались до 3 марта. Прорвать неприятельскую оборону на всю глубину войскам Крымского фронта не удалось.
В период с 13 по 19 марта наступление возобновилось. Завязались упорные бои, о которых Э. фон Манштейн вспоминал:
На этот раз в первом эшелоне наступали 8 стрелковых дивизий и 2 танковые бригады. Из состава последних в течение первых трех дней наступления удалось подбить 136 танков. Тем не менее, на ряде участков создавалось критическое положение. О том, насколько упорны были бои, свидетельствует тот факт, что полки 46-й [пехотной дивизии], в полосе которой наносился главный удар, в течение первых трех дней отбили от 10 до 22 атак.
Несмотря на все усилия, добиться решающего успеха не удалось и на этот раз.
Основная статья: Операция «Охота на дроф»
В начале апреля в 11-ю армию Э. фон Манштейна стали поступать подкрепления: впервые с начала наступления на Крым ей была придана 22-я танковая дивизия — 180 танков (на 1.7.1942 114 чешских Pz.38t, 28 Pz.II, 22 Pz.IV и 12 Pz.III).
По настоянию Л. З. Мехлиса советские войска были сосредоточены в непосредственной близости от линии фронта, не имея достаточной глубины. Кроме того, большая часть сил Крымского фронта была сосредоточена на севере Парпачского перешейка. Воспользовавшись этим обстоятельством, немецкое командование спланировало обходной манёвр с юга (Операция «Охота на дроф»). Важная роль в операции отводилась авиации, для чего по специальному распоряжению Гитлера в Крым был переброшен 8-й воздушный корпус люфтваффе (командующий — В. фон Рихтгофен).
Наступление началось 8 мая. В результате прицельного воздушного удара был разрушен КП 51-й армии, командующий генерал-лейтенант В. Н. Львов убит, заместитель командующего генерал К. И. Баранов — тяжело ранен. На севере был проведён отвлекающий манёвр, в то время как основной удар был нанесён с юга. В результате, в течение двух недель основные силы Крымского фронта были прижаты к Керченскому проливу. 18 мая организованное сопротивление окружённой группировки войск Крымского фронта прекратилось, 19 мая он был расформирован. Оставшиеся бойцы (от 10 до 13 тысяч человек) отступили под землю, началась 2-ая оборона Аджимушкайских каменоломен.
Источник : https://ru.wikipedia.orq
#хроника
Нет комментариев