текст : Елена ШМЕЛЁВА, фото из архива редакции
Ещё в 2015 году житель Березников Андрей Першин провел собственное расследование и пришел к выводу, что на братском кладбище города Березники отсутствуют надгробные памятники с именами, как минимум, 84 бойцов Красной Армии. Статья Андрея под заголовком «Никто не забыт? Итоги частного расследования», с которой всё и началось, была опубликована в конце апреля 2015 года в «Новой городской» газете.
Городская администрация прислушалась к этой информации. И началась проверка. Ею занялся Березниковский историко-художественный музей. Запросы были направлены в Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО), филиал ЦАМО военно-медицинских документов, отдел ЗАГСа администрации города Березники, Соликамский горвоенкомат. Военный комиссариат города Березники и Усольского района. Параллельно проведена работа по поиску данных, размещенных на федеральных сайтах «Память народа» – Министерства обороны, «ОБД - Мемориал», которые ежегодно обновляют базу данных на участников Великой Отечественной войны. В результате на каждого умершего красноармейца была собрана исчерпывающая информация.
Сегодня, спустя четыре года, всем ясно, что в своих выводах краевед-общественник был прав. Сегодня мы общаемся с "виновником торжества" - Андреем ПЕРШИНЫм.
– Андрей, ваш почин по поиску пропавших имён умерших в госпиталях бойцов завершился успехом. Чувствуете триумф?
– А в чём триумф? Я не доказывал, а утверждал этот факт. Я рассчитывал на здравый смысл, который можно найти даже в инертной чиновно-управленческой среде. Подробное описание всей истории можно найти (со всеми персонажами) в теме "Грядет 70-летие Победы" на Берфоруме, где я хронологически изложил процесс.
Тут проблема гораздо больше – реконструкция воинского захоронения в Кропачево 2015 года, когда не были внесены важные изменения в данные имеющихся памятников. А теперь они в граните воплощены со всеми ошибками. Вот что с этим делать – вопрос. На Орлинском кладбище больше могил бойцов пропало, но орлинцы как-то сохранили и восстановили (не совсем полностью) список и соорудили памятник с именами солдат. У нас должно быть примерно так же.
– Сколько всего бойцов (с учетом этих 92) умерло и похоронено в Березниках, вам известна приблизительная цифра? А в Усолье и Орле? Чтобы представить масштабы.
– В Усолье мало – у меня числится 33, В Орле – где -то в районе 480 (туберкулезники), в Березниках – в пределах 350.
– Вчитываюсь в истории болезни (Андрей Першин предоставил редакции «Сводные списки данных умерших воинов». - Прим. авт.). Оказывается, люди умирали от сепсиса после ранения в колено или отмирания лёгкого после ранения в предплечье!
– Есть истории и покруче. Двоих из усольского госпиталя на рынке милиционеры пьяными застрелили. По Березникам несколько отравлений, вроде спиртосодержащими жидкостями, одно самоубийство. Так-то у людей драмы были – много ампутантов.
– Ведётся ли работа по поиску родственников умерших в госпиталях бойцов?
– Родственник бойца Хортова с Дальнего Востока вышел на меня. Хотят приехать сюда. Есть ещё одни местные родственники – у Тургаева. Но они как-то не очень заинтересовались, и я их потерял. Ещё одного местного я нащупывал через отдел кадров «Азота» - Шишенков Петр Сергеевич. Родственников не искал. Ещё с местным адресом (в госпитале инвалидов войны долечивались также и местные, пришедшие с войны ранеными) Фатеев (или Фотеев) Павел Иванович.
– Вы интересуетесь историей и краеведением. Почему это для вас важно?
– Просто интересно что-то знать. Да и совпало появление у меня Интернета и разных полезных ресурсов («Мемориал», «Подвиг народа», «Поколения Пермского края»). С ними открываются интересные возможности для поисков. Да ещё плюсом к этому, благодаря моей "работе", я успел поучаствовать в наполнении этих сайтов.
– Над чем вы сейчас работаете?
– Ныне «живое» для меня дело – создание обобщённого списка персон из метрических книг и ревизских сказок местных церквей и господ Зырянки, Лёнвы, Веретии, Дедюхина, Усолья, Орла, которые отсканированы и выложены на "Поколениях Пермского края". Может кому-то пригодится, – искать в готовом списке проще, чем листать старые записи. Местные населённые пункты отработаны уже давно, в настоящее время отрабатываются метрические книги усольских церквей.
– На ваш взгляд, какие общественные силы нужно подключить, кроме авторитета музейщиков и таких, как вы "сыщиков", чтобы восполнить «белые пятна» и восстановить историческую справедливость?
– Параллельно с поиском имён умерших в госпиталях, я занимался проверкой и пополнение «Стены Памяти» городского Мемориала Победы, она тоже крайне неполная. Нет информационной базы, которая содержала бы расширенные сведения по персонам. Однако на сайте «Мемориала» выявлено несколько сотен березниковцев, чьи имена отсутствуют на «Стене». Вот тут надо поработать школам, поскольку на уроках постоянно звучит фраза про «12 000 призвано – 8 000 не вернулось», а на «Стене Памяти» – 2955 фамилий.
– Немного о себе расскажите. Чем занимаетесь, ваша жизненная философия.
– Про меня ничего не надо, не люблю эту тему. Философии нет – главное не засохнуть от скуки.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев