ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ
Безусловно, название слободы Берека произошло от названия реки Береки. Известно, что Ливенские и Путивльские станичники охраняли от татар в 1571 г. Бишкинский и Берецкий перелазы на реке Северский Донец. Названы они так от устья рек Мокрый Бишкин и Берека, расположенных в местах более удобных для переправы татарской конницы.
Кто мог дать название реке Береке? Сегодня сказать трудно, это могли быть и славяне, и оседлые половцы, и пограничная стража Киевской Руси – турки и татары. Некоторые считают, что Бе – это «болото» по-татарски, а река, и есть река, хотя у татар есть свое слово «река». К тому же перевод «река на болоте», или «болотная река» не соответствовал действительности в то время. Немецкий путешественник Guldenstadt, в XVIII в. бывший в наших местах, описывает Береку полноводной рекой. А вот уже в период 30–50-х гг. XIX в. она принимает подобный вид из-за большой хозяйственной деятельности: во многих местах на реке делали запруды, одной из составляющих которых был навоз. Плотины смывало ливневыми дождями и навоз, расползаясь все дальше по реке, способствовал ее заболачиванию. Об этом писали в статистических отчетах по Змиевскому уезду во второй половине XIX в.
В «книге Большого Чертежа» (1627 г.) указано несколько Берек: «А ниже Чепеля, верст за 10, пала в Донец речка Береки Малыя, Каменныя тож. А ниже Каменных Берек пала в Донец речка Большие Берек, от Малых Берек версты за 2. А ниже Берек Больших, верст с 7, пала в Донец речка Ерек Каменной: а меж Берек и Ерка Каменного Изюмский Курган…»
Следует также отметить, что река могла получить свое название от породы дерева. Как описывает определитель лесных деревьев и кустарников, берека – род мелколиственных пород с очень ценной крепкой древесиной, что очевидно и послужило ее уничтожению (вырубке человеком). Фактически законодательные акты Харьковских губернаторов начала XIX в., запрещающие вырубку лесов на Слобожанщине – запоздали. К тому времени местные промыслы, селитроварение и винокурение, использование дерева на дрова, строительство засечных оборонительных линий, привело к массовому уничтожению многих лесов. Очевидно, что берека исчезла одной из первых. Как описывает тот же определитель, ареал распространения береки была вся лесостепная зона Украины. Сегодня это дерево внесено в Красную Книгу Украины и встречается только в Закарпатье.
Описание слободы Береки неразрывно связано со строительством на Слобожанщине новой Изюмской черты с валами и засечными линиями, защищающей территорию, осваиваемую Московским государством.
Во второй половине 60-х гг. XVII в. украинские переселенцы идут сюда – на свободные земли по левому берегу Северского Донца, к речкам Балаклейкам, к Бишкинскому перелазу, к Лиману, к Андреевым Лозам. Здесь атаман Яков Черниговец «осаживает» новые черкасские поселения. Весной 1671 г. строится слобода и деревянная крепость у Савинского брода, в 1672 г. у Бишкинского перелаза.
В 1672 г. в документах разрядного Белгородского приказа Яков Черниговец постоянно именуется полковником Черкасского Балаклеевского пола. В его состав входит 6 городов: Бишкин, Лиман, Андреевы Лозы, Балаклея, Савинский, изюм и насчитывается 1539 черкас полковой службы. Это так называемые города в Черте. 8 июля 1673 г. Черниговец писал: «Приехал к нам казак полковой, житель Балаклейский, с пасеки и сказал, что орда сильно стоит на Береке и неведано, куда она повернется, она гонялась за пасечниками и насилу они утекли от нее». Сотенное местечко Берека было за чертой, на пограничной реке Береке, за ней была ногайская, татарская степь. Например, в верховьях Орельки были татарские кочевья. Первое упоминание о сотенном местечке Береке встречается 4 апреля 1675 г., в связи со становлением сотника Панаса Трофимовича. Этим же годом датируется строительство церкви рождества Христова. В дальнейшем встречается запись в Белгородском приказе о переходе Береки к Изюмскому полку, т.к. Балаклейский полк был расформирован, а полковник Черниговец лишен своего звания В. Береке, как и во многих других поселениях за чертой, были лишь полковой службы казаки, жить здесь было опасно, хотя земледельцев, конечно же, манили тучные черноземы. Но ногайцы, татары и даже после них запорожские казаки просто не давали им возможности к оседлой жизни.
Лишь одна пасека наказного харьковского полковника Гаврилы Алексеевича Могилки располагалась у реки Берека, где после своей отставки он и поселился. Последнее упоминание о ней датировано 1692 г.: в декабре Могилка отбился от нападения татар, его управляющий был взят в плен, но в пути от татар сумел убежать. Место это и до сих пор называется овраг Полковницкий (между селами Берека и Алексеевка).
В 1698 г. Чугуевский воевода доносит в Белгород, что по известию полковника Григория Донца относительно казаков, не бывших в Крымском походе 1682 г., из иных городов – Берекского… «осталось в домах малое число, и те все были с наказным полковником Иваном Сербиным…»
Русские однодворцы поселены были в Береке в 1732 г., когда образовался корпус Ландмилии для охраны южной пограничной линии, она по-прежнему проходила по реке Береке. Полки, стоявшие в Береке, строили крепости в Ефремовке и Алексеевке, а также возводили валы и редуты между этими крепостями. В 1736 г. этот участок линии был закончен и полки майора Дмитрия Петровича Колюбанина, Орловский, Любима Перфильевича и Семена Пантелеевича Шенкина, оставив гарнизоны в редутах и крепостях, военных поселян в слободах при крепостях и новую церковь в Береке ушли на другой участок Украинской линии.
В 1763 г. «Берека верховая однодворчастая» была крупной слободой Изюмского комиссарства. Это название Верхо-Берека она получила от того, что расположена она была при вершине реки Береки, до середины XIX в. была и Нижняя Берека, но из-за скорого слияния была упразднена.
Деревня Берека
Это сегодняшнее село Святушино, до 1917 г. оно называлось еще Маргаритовка. Образовалась деревня Берека в 1750-х гг. Первым ее владельцем был вахмистр Иван Осипович Святухин, выходец из слободы Верхо-Берека. За заслуги перед Отечеством вахмистру выделили надел земли в 1566 десятин 179 квадратных сажень Сначала здесь была Берецкая пустошь, затем появился хуторок, а к 1806 г. в деревне Береке уже было 17 дворов, 52 мужика и 43 бабы, частью дворовые и крепостные люди Святухиных, частью оброчные крестьяне. К 1862 . здесь жили малолетние наследники умершего поручика Ивана Федоровича Святухина – сыновья Михаил и Дмитрий, с опекуншей Елизаветой Петровной по 2-му мужу капитаншей Соболевой. У них было 10 дворовых людей и 18 крестьян.
Интересно, что их земельных надел соседствовал с помещиками Иваном и Федором Ильичами Святухиными. Так что, Берецкая кровь далеко распространялась от родного села.
Ф. 16, оп. 3, д. 105, л.1–15.
Ф.25 оп.38, д.268, л. 1.
ХРАМЫ БЕРЕКИ
Первая деревянная церковь была построена в Береке в 1675 г., ее сменила деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Рождества Христова в 1787 г. Церкви в Береке возводились стараниями прихожан. В храме было несколько замечательных книг: праздничная Минея 1780 г., цветная Триод 1731 г., Служебник 1744 г., постная Триод 1748 г. – все московской печати. Церковной земли было 66 десятин. Из священников, бывших при этом, известны в памяти народной: Лаврентий Тарановский и Григорий Чернявский. Из прихожан, казенные крестьяне – Павел Лукьяненков, Дмитрий и Андрей Мартыновы и Кондрат Брусенцов оставили память о себе, как о добрых и усердных христианах.
Христо-Рождественская церковь
Построена в 1787 г. усердием прихожан, деревянная двух престольная. Главный – Рождества Христова и придельный – Святого Николая Чудотворца. Земли усадебной и пахотной 33 десятины. Прихожане: муж. – 1674, женщин – 1627. Причта по штату: священник, дьяк и псаломщик. Жалование священника – 105 руб. 84 коп., дьяку жалование не положено, псаломщика – 35 руб. 25 коп. Священник жил в собственном доме, остальные в наемных. Церковно-приходская школа и земское училище, попечителя нет.
Священник – Николай Хижняков, 26 лет, окончил курсы в духовной семинарии, дьяк с 1903 г., священник и на этом месте с 16 января 1904 г.
Дьяк – Иоанн Любицкий, 35 лет, из 4 класса семинарии, дьяк и на этом месте с 1898 г., должность – учитель церковно-приходской школы. И.Д. псаломщика – Григорий Федоров: 25 лет, окончил 2-х классное училище, псаломщик и на этом месте с 1901 г.
Церковный староста – крестьянин Лаврентий …, с 1901 г.
– Справочная книга Харьковской Епархии 1904 г.
Вознесенская церковь
Построена в 1870 г. усердием прихожан, каменная, однопрестольная. Земли усадебной 1 десятина, пахоты – 31 десятина. Прихожан: муж – 2097, женщин – 2064. Причта: священник, дьяк, псаломщик. Жалование: священника – 141 руб. 12 коп., дьяка – жалование не получал, псаломщика – 35 руб. 12 коп., дьяка – жалование не получал, псаломщика – 35 руб 28 коп. Священник жил в церковном доме, остальные в собственных домах. Церковно-приходская школа и земское училище, попечителя нет.
Священник – Александр Мощенков, 39 лет, окончил семинарию по 2 разряду, священник 1890 г., на этом месте с 1897 г. Состоит законоучителем и заведует церковно приходской школой, законоучитель земского училища, окружной катихизат. И член уездного отделения епархиального училищного совета, последняя награда – скуфья 1897 г.
Псаломщик – Иоанн Чернявский, 29 лет, окончил народное училище, псаломщик на этом месте с 1900 г.
Церковный староста – крестьянин Василий Исаков с 1901 г.
– Справочная книга Харьковской Епархии 1904 г.
Пояснительная записка к проекту церкви в слободе Берека
Проект каменной церкви для сл. Береки Змиевского у. сделан с расчетом на вместительность от 1200 до 1300 человек не считая хора. Весь храм имеет в плане форму квадрата со сравнительно небольшой трапезной. Такая простейшая форма при большой вместительности дает возможность всем, без исключения, молящимся одинаково хорошо видеть и слышать богослужение. Церковь имеет три входа из которых каждый имеет сени и двойные двери для уменьшения сквозняков и охлаждения церкви.
Около каждого входа помещается лестница на хоры причем над северными и южными входами сделаны малые хоры вместимостью на 30 человек с каждой стороны. Большие хоры над трапезной могут вместить 200 человек. При алтаре устраиваются ризница и пономарка с отдельным входом.
Церковь внутри во всех частях перекрыта будет каменными сводами, а над главной частью будет 5 светлых куполов опирающихся на системы 4-х перекрещивающихся балок.
Полы будут из террикотовых плиток, переплеты окон железные.
Таким образом, дерево по проекту допущено лишь для крыш, чем гарантируется прочность церкви и безопасность в пожарном отношении и в отношении заражения частей гнилью.
Для защиты стен церкви от сырости и для более равномерного распределения нагрузки на фундаменты цоколь будет сложен на цементном растворе…
… Такая же конструкция церкви построена в 1898 г. в г. Сосновицах царства Польского.
Июнь 24 дня – июля 5 дня 1910 г.
Ф. 4, оп. 160 д., 1062, л. 3–15.
Христо-Рождественская церковь, проект утвержден 5 июля 1910 г. М.В.Д. Харьковского Губернского правления, строительным отделением, с примечаниями:
работы по постройке производит под наблюдением опытного техника.
Чтоб все входные двери в церковь были сделаны отворяющимися в наружу.
Чтоб постройка церкви была во всем согласно утвержденному на сей предмет проекту.
Чтобы при церкви был устроен громоотвод.
Губернский инженер Носович
Ф. 4, оп. 160 д. 1062, л. 2.
КРАСНЫЙ ТЕРРОР
Инициатором террора против религии является Ленин. Уже в 1918 г. по России прокатились расстрелы священнослужителей. Киевский митрополит Владимир изуродован, оскоплен, застрелен и голым брошен на поругание. Петербургский митрополит Вениамин, который должен был заменить патриарха в случае его смерти, превращен в ледяной столб; его сначала поливали холодной водой на морозе, а затем утопили. Тобольский епископ Гермоген, в свое время добровольно поехавший с царем в ссылку, был живым привязан к колесу парохода и измочален лопастями. Пермский архиепископ Василий распят на кресте и сожжен.
Документы свидетельствуют, что многие священнослужители, монахи и монахини подвергались самым зверским расправам: их распинали на царских вратах, варили в котлах с кипящей соломой, скальпировали, душили епитрахилями, причащали расплавленным свинцом, топили в прорубях. Об отношении самого Ленина к религии и священникам говорят многие его записки. Они полны ненависти к православию. В одной из них (25 декабря 1919 г.) он пишет: «…мириться с «Николой» (церковный праздник) глупо: надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за «Николы». Результатом политики большевиков стало уничтожение практически всех церквей Первомайского района в 1930-е гг. Многие из них были жемчужины деревянного зодчества Слобожанщины.
В Харьковскую Окружную ликвидационную комиссию.
От ПредседателяПятидесятки
Вознесенской церкви слободы
Берека Ивана СпиридоновичаПокушалова
Заявление
Прошу вашего разрешения для церковного прилюдского собрания Вознесенской церкви слободы Береки на 6-го мая 1924 г. и 11-е мая.
Повестка дня
О перемене причта
Текущие дела
К сему Председатель 50-ки Покушалова Иван
1924 года мая 2 дня
Резолюция Алексеевский Р.Н.К. препятствия не встречает 2/V 24 г.
подпись
Ф. №3845 оп. 2 д.826 л. 163
ПО-БОЛЬШЕВИСТСКИ – ОТОБРАТЬ!
Выписка Из протокола № 55 заседания президиума Алексеевского Райисполкома
20 августа 1925 г.
Слушали:
… 5. а) отвод помещения под
Ветучасток в Береке…
Постановили:
… 5. а) Принимая во внимание что под веет участок в участок в селе Берека подходящего дома, кроме занимаемого национализированного, священником, нет Просить Окрисполком в срочном порядке, выделить последнего, дав тем возможность к подготовке и ремонту здания…
Председатель /Прошенко/
Секретарь /Синекрутов/
Ф.№Р845 оп. 2 д. 287 л.167
Стенограмма Совещания орг. – П/отдела секретариата окрисполкома 18/VI – 27 г.
Председатель – тов. Гуревич.
… Теперь к нас есть задание, чтобы построить народный дом, но за отсутствием денег, мы не можем выполнить этого задания, не можем построить народного дома и никак в этом отношении не можем договориться с нашими гражданами. У нас есть церковь недостроенная и амбар. Мы уже думали достроить церковь, т.к. помещения у нас нет для сельбуда. Правда, сельбуд есть, но он вмещает всего в себя 50 чел… Большая часть населения да старики ходят на собрания и говорят, что мы церковь отдать вам на застройку не можем, т.к. мы ее сами достроим, а молодежь поддерживает, чтобы эту церковь повернуть или на народный дом, или на школу. Когда ставился вопрос насчет школы, то одно общество согласно, а другое общество совершенно отказывается и говорит: «наши діди клали копійки та так ми подарим другому обществу». Это общество обеспечено школой и потому не хочет уступить этой церкви…
Ф №Р845 оп. 3, д. 1262, п. 1–2.
Из отчетного доклада, о работе Алексеевского районного исполнительного комитета с марта месяца по октябрь 1927 г.
…Берецкий с/с и население изъявил согласие на передачу недостроенного здания церкви для создания нардома. Постройка будет начата весной 1928 г.
Ф № Р1573 оп. 1 д.60 л. 31
Список
Лишенных прав голоса священнослужителей
1929 год январь 19
1. Онищенко Иван Осипович, 1891 г., русский, священник
2. Варенко Николай Ианович, 1899 г., русский, священник
3. Шарапов Яков Афанасьевич, 1873 г., русский, дьякон
4. Чернявский Иван Федорович, 1873 г., русский, дьякон
5. Половинкин Аким Трофимович, 1882 г., русский, бывший псаломщик
6. Павловский Данил Васильевич, 1856 г., русский, бывший дьякон
26. Кононыхин Семен Гаврилович, 1873 г., русский, церковный староста
27. Якимов Трофим, 1876 г., русский, бывший церковный староста
28. Страхов Дмитрий Федорович, 1864 г., русский, церковный староста
29. Ефремов Василий Зиновьевич, 1864 г., русский, бывший церковный староста
30. Микулин Изосим Никитович, 1868 г., русский, бывший церковный староста
34. Покушалов Иван Свиридович, 1880 г., русский, бывший церковный староста
35. Важов Михаил Дмитриевич, 1882 г., русский, псаломщик
36. Сапрыкин Иван Яковлевич, 1877 г., русский, председатель церковного совета
37. Беляев Алексей Федотович, 1863 г., русский, председатель церковного совета
65 Булгаков Алексей Иванович, 1887 г., русский, бывший монах
председатель
секретарь
Ф. № Р845 оп. 2 д.540 л. 2
P.S. Всего в списке 65 человек, кроме священнослужителей члены их семей, а начале 30-х гг. большинство было выслано в Сибирь
Жизнь
Статистические сведения о количестве населения:
Мужчин
Женщин
1.
1790 г.
село Берека
2212
2340
2.
1803 г.
село Берека
2424
2628
3.
1804 г.
село Берека
2322
2365
4.
1810 г.
село Берека
2391
2422
5.
1830 г.
село Берека
2695
2874
6.
1837 г.
Берецкая волость (с. Берека+Ефремовка)
3418
3518
7.
1847 г.
село Берека
2828
3026
8.
1850 г.
село Берека
2594
2803
9.
1920 г.
село Берека
общее количество 8408
10.
1923г.
Берецкая волость (с. Берека+Ефремовка)
общее количество 10252
11.
1930 г.
Берецкий с/с
5051
5290
Составлено на основании документов и материалов ГАХО.
Постояльцы Изюмские гусары
16 января 1798 г. генерал-прокурор Курагин издал указание о том, что в местах расквартирования на слобожанщине полков повинность должны нести вообще все жители уезда. Так, в 1801 г. 18 сентября в Береку на постой прибыли 604 гусара Изюмского гусарского полка. Для лошадей крестьяне построили конюшни из хвороста, покрытые соломой. Гусары внесли свою лепту в жизнь поселян: женились на девицах, становились крестными отцами новорожденных, что крестьяне почитали за честь, изредка притесняли своих квартирных хозяев, о чем в 1804 г. поведала следственная комиссия, созданная по указу губернатора. Гусары исчезли из этих мест с началом русско-французской войны 1805 г.
Ф. № 194 оп. 1 д. 3 л. 3 и л. 8.
Бедные люди в Береке
На 1801 г. таковых было 24 человека, это были одинокие однодворцы. Некоторые фамилии и имена в документе можно разобрать, среди них:
Матвей Андреев,
Дорофей Андреев,
Емельян Якунин,
Илья Барков,
Алексей Малахов,
Савелий Барбинов,
Иван Захаров,
Антон Коренев, и др.
Об этих людях докладывал волостному старшине в Охочее атаман Береки Илья Чурилов.
После войны 1812 г. бедных людей прибавилось, но не намного, это были вдовы не вернувшихся с войны солдат, на их содержание Беречане попросили Змиевское отделение Епархии не присылать им еще одного, третьего священника, а его жалование ежемесячно отправлять для вдов.
Ф. № 194, оп. 1 д. 4 л. 24.
Урожаи зерновых в 1803 г.
Для того чтобы получить цифры выращенного урожая и сравнить его с сегодняшними данными, необходимо сопоставить метрические единицы. Для этого обратитесь к словарю в конце книги. Но в целом можно сказать следующее: 1803 г. не был урожайным, удобрения и навоз крестьяне не применяли. В Береке пахали великорусской сохой, с упряжкой в пару лошадей, для заделки семян использовали деревянную борону. В этот год урожай ячменя ярового составил чуть более 14 ц/га.
В Охочанскую волость рапорт Берекского атамана,
Проживает:
Дворян: м – 8; ж – 5; духовенство: м – 12; ж – 14;
Разночинцев: м – 50; ж – 45;
Однодворцев и их крестьян: м – 2354; ж – 2564;
ХЛЕБ
Кол-во десятин
В посеве четвертей
Кол-во копен
Родилось четвертей
В прибыли убыли
Осталось четвертей с 1802 г.
Озимые:
рожь
1424
2136
8544
2136
–
3636
пшеница
1000
1500
5000
1250
-250
2494
Яровые:
ячмень
600
1200
12000
4000
+2800
–
овес
700
1400
14000
4666
+3266
–
гречиха
800
800
4000
1333
+533
–
просо
250
125
450
250
+125
–
горох
100
50
600
200
+100
–
конопля
74
148
400
урожая не было
Ф №194 оп. 1 д. 8 л. 15
Великорусская соха (см. рисунок)
«Соха состоит из следующих главных частей: розсохи или плахи А, – книзу раздвоенной и заканчивающейся двумя рожками; на которые насажены два железных сошника или лемеха С и С, и палицы В, заменяющей отвал обыкновенного плуга. На верхний конец разсохи насаживают брусок, заканчивающийся рукоятками d; к бруску прикреплены оглобли. Кроме того, разсоха связывает с оглоблями для прочности. Палица или отвал представляют собой железную лопату, попеременно устанавливаемую на сошники. Измененные глубины производится укорачиванием или удлинением черезседельника и подкручиванием подвой
Из книги: Орудия для обработки почвы.
С-Пб, 1906 г. стр. 55»
Простые бороны:
Одною из самых первобытных борон является борона-смык, она состоит из нескольких отрубков древесного ствола с оставленными на них сучками длиною от 8 до 12 вершков; связаны между собой эти отрубки ивовыми прутьями; для более сильного действия борона эта сверху чем-нибудь нагружается.
Борона-плетенка делается из деревянных круглых или квадратных зубьев; вся борона изготавливается совсем без железа. Она очень легка и почти совсем не углубляется в почву.
У некоторых хозяев бывали бороны с железными зубьями.
Там же стр. 110–12.
Слобода Верхо-Берека
(из экономического описания Змиевского уезда за 1804 г.)
дворов
мужиков
баб
Земли десятин
Однодворцев
595
2322
2365
Однодворческих крестьян
2
7
6
–
Казенных обывателей
2
9
9
–
Помещичьих великорусских крестьян
1
2
3
–
Урядника Ивана Чунихина
1
3
4
400
Под усадьбами
–
–
–
10000
Пашенной земли
–
–
–
3840
Сенокоса
–
–
–
760
Лес дровяной
–
–
–
160,1440
неудобной
–
–
–
15160
601
2343
2387
десятин1440 кв сажень
Поселение состоит при вершине реки Берека, по обеим сторонам, в ней церковь деревянная о двух престолах во имя Рождества Христова и Чудотворца Николая, в дачах сего селения принадлежит одна однодворческая мельница, но действие имеет только вечной и осенью для помола собственного их хлеба, в слободе ветряных однодворческих мельниц 116 об одном мучном поставе с них помольного в год собирается хлеба до трехсот четвертей…
Ф. 24, оп. 3, д. 16, л. 56.
НАМ ЧУЖОГО НЕ НАДО
Во времена «ненавистного коммуниста самодержавия» у волостных старшин имелись так называемые ведомости о пригульном скоте. Найденный чужой скот сначала отправляли в волость, затем в уезд, рано или поздно хозяин находился. Берекский атаман Илья Чурилов неоднократно присылал в 1805 г. найденный чужой скот. Трудно представить себе, что человек присваивал бы себе чужое в то время. Как-то один из малороссиян Верхнего Бишкина, позволил себе эдакое удовольствие, был наказан штрафом, а дело дошло даже до самого губернатора. Тоже касалось и найденных вещей. Так, 30 ноября 1805 г., Берекские крестьяне обнаружили кошель с деньгами на почтовой дороге, находку отправили в волостной центр, где его и забрала через время хозяйка – титулярная советница Чернышева из Павлоградского уезда.
Ф. № 194, оп. 1, д.13, л. 35–551.
#берека #история #парамонов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев