Новый сезон популярного британского сериала «Шерлок» (Sherlock) стал предметом бурных дискуссий задолго до своего выхода. Преданные поклонники ждали его больше, чем Новый год с мандаринами и боем курантов. За время вынужденного двухлетнего перерыва фэндом обзавелся множеством теорий относительно развязки предыдущего сезона. Вопрос, который многим не давал спать по ночам: «Как Шерлок выжил, спрыгнув с крыши четырехэтажного госпиталя?».
Сериал вернулся на экраны 1 января 2014 года, а уже на следующий день интернет взорвался противоречивыми комментариями зрителей, так и не получивших желаемого ответа. Дело в том, что создатели сериала, сценаристы Марк Гэтисс, Стив Томпсон и Стивен Моффат, вышли из положения с присущим им юмором, отсняв все самые популярные версии спасения героя. Серия «Пустой катафалк» стала в высшей мере интерактивной, метафоричной, ироничной и полной подтекстов. А самые внимательные зрители еще и разглядели в ней новые ключи к любимому ребусу.
После, в интервью британской газете The Telegraph, Стивен Моффат отрицал, что в сценарии имеются сюжетные дыры. Он был уверен, что аудитория сериала достаточно умна, чтобы сложить два и два и понять какие-то ходы. Так или иначе, интерес к проекту был подхлестнут и разгорелся с новой силой. Это отразилось и на рейтингах — по оценкам газеты The Daily Mirror, первый эпизод сезона набрал в среднем 9,2 млн просмотров, сделав сериал одним из самых популярных проектов канала BBC One.
Новый «Шерлок» был, в основном, тепло принят зрителями и критиками, хотя его вселенная заметно изменила своим устоявшимся законам. В первую очередь, поменялись характеры полюбившихся персонажей. Сам великий социопат и циник Шерлок стал человечнее, сентиментальнее и как будто чуточку деликатнее. В одном из интервью британскому еженедельнику Radio Times исполнитель главной роли Бенедикт Камбербэтч признался, что такое изменение его персонажа было необходимым и обоснованным: «Он регрессировал… Но ведь его Лондон очень изменился: пустая квартира, его лучший друг помолвлен, и он не знает, что с этим делать. Также он нервничает из-за того, что нужно снова войти в жизнь Джона» (Мартин Фриман). К тому же, в компании появляется новый интересный и неоднозначный персонаж, к которому сыщик должен быстро привыкнуть. Это Мэри Морстен, жена Ватсона, которую блестяще сыграла Аманда Аббингтон.
Возможно, именно по этим причинам несущаяся сломя голову дедукция первых сезонов здесь уступает место спокойному расследованию. Да и холодная трезвость Шерлока, его открытое наслаждение происходящим сменяются более предусмотрительным и гуманным поведением. Однако это вовсе не значит, что герой стал скучен.
Наоборот, Джереми Лавринг, Колм Маккарти и Ник Харран, режиссеры нового сезона, задумали изобразить гениального детектива чуть ли не голливудским супергероем. Он и мотоцикл на ходу останавливает, и в горящий костер влезает, знает, как обезвреживать бомбы в момент их активации, а в третьей серии вообще возвращается к жизни одним лишь усилием воли. При этом в новом сезоне мы видим Шерлока человеком со своими страхами, детскими травмами, сложными семейными отношениями и слабостями.
Кроме характеров персонажей, стал другим и сам тон повествования. Авторы не изменяют себе, продолжая экспериментировать в различных жанрах. В новом сезоне зрителям был предложен интерактивный детектив, комедия и фантастический триллер с элементами драмы. Последнее удалось лучше всего.
В финальной серии «Его последний обет» герои сталкиваются с очередным опасным злодеем — Чарльзом Огастесом Магнуссеном (Ларс Миккельсен). Он не актерствует и не наслаждается собой, как Мориарти, скорее, это противоположность главного сериального плохиша. Он — рептилия с мокрыми руками и мертвыми глазами: «Весь мир становится влажным от моего касания». Магнуссен творит хаос со спокойным, хладнокровным и даже безучастным видом, не оставляя жертве никаких шансов. Он — истинно фатальная безжалостная сила, напоминающая природный катаклизм — наводнение или цунами. Он неизбежен и неумолим.
Интересно, что Магнуссен в чем-то похож на Шерлока, как двойник-перевертыш в кривом зеркале. У него тоже есть свои чертоги разума: целый склад компромата для шантажа — все умещается в одной злодейской голове. Здесь стоит отметить лучший сценарный ход сезона. Зрителю в этот раз выпадает шанс не только наблюдать со стороны, но и спуститься в чертоги героя, напоминающие несколько уровней сна, как в фильме «Начало» Кристофера Нолана. Эта мощная визуальная находка сделала серию еще более динамичной. И вообще, финал держит планку, ничуть не уступая предыдущим историям по драматичности, напряженности и общей виртуозности действия.
Однако развязка сезона оставляет нам больше вопросов, чем когда-либо. Авторы вновь прибегают к излюбленному способу завершения истории — клиффхэнгеру, так и не разрешив предыдущую интригу. Стивен Моффат уже официально подтвердил в твиттере, что четвертому сезону быть, а Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фриман подписали свои контракты. И не возникает сомнений, что новых серий зрители будут ждать с таким же нетерпением.
Ведь «игра не бывает окончена, просто на поле выходят новые игроки». Новые, мистер Моффат? Или все же не до конца забытые старые?
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев