Евгений ЛОБАНОВ
Прости нас, дорогой братишка!
Семья у нас была большая. Родилась Ирочка, а затем пошли один за другим: Геннадий, Борис, Володя, я и сестричка Ритуся, Маргарита, значит. Правда, самая первая - Ирочка, ушла из жизни вскоре после родов.
Жили дружно, от жира не бесились, но и на помойках не шныряли. Мама, по мере роста сыновей, перелицовывала простенькую одежонку для очередного подрастающего чада.
Геннадий в 1931 году пошёл в школу, учился прилежно, выработал аккуратный и красивый почерк. Очень любил книги, физкультуру, но спортом тогда не занимался.
После успешного окончания седьмого класса отгулял каникулы, а в восьмом классе случился надлом: начал курить, баловаться, пропускать очередные уроки, вращаться в компании хулиганья.
У отца абсолютно не было времени уделять внимание воспитанию сына, но он уверовал со времён лихолетья гражданской войны в силу, авторитет, возможности рабочего класса.
Отец сохранил трудовую книжку Геннадия, где записано, что 17 августа 1940 года Лобанов Геннадий принят учеником слесаря-лекальщика на завод № 27 в цех № 15 (оборонное предприятие).
Отец наш в царское время окончил церковно-приходскую школу, во время службы в органах госбезопасности дважды побывал на курсах повышения грамотности. В 1940 году добился зачисления на новые курсы в городе Москве. Радовался качественной высокопрофессиональной учёбе, писал нам в город Казань восторженные письма, усердно занимался. До конца учёбы оставалось менее двух месяцев, и его решили перевести в город Пржевальск Киргизской ССР, где сложилась неблагоприятная обстановка. Отец попытался упросить закончить учёбу, но приказ есть приказ.
Буквально на два дня отец заезжал в Казань, где обитала вся семья, в т.ч. и родной брат мамы слепой дядя Ваня. Посовещавшись с родными, отец решил взять с собой к новому месту' службы Геннадия.
Хорошо помню, как мы провожали отца и брата в далёкую и неведомую Киргизию. Гена незадолго до этого взял у товарища щеночка охотничьей породы и, уезжая, обратился ко мне: «Женя, могу только тебе доверить, на тебя полностью положиться в хорошем уходе за Альфой (так он назвал щенка), береги её и не вздумай кого-то послушать оставить её при вашем отъезде из Казани. Очень обижусь и тебе не прощу».
А было мне тогда одиннадцать лет, но помню, как я бегал за ветеринаром, чтобы получить разрешение на провоз собачки в железнодорожном вагоне.
Спустя некоторое время после того, как отец уехал в Пржевальск, по его сигналу вся наша орава тронулась в далёкий путь.
Впервые увидели белокаменную с Красной площадью - столицу страны. Удалось, склонив головы, постоять у величественного Мавзолея. Заехали к маминой сестре тёте Мане Чебаевской. О её муже дяде Ильюше я напишу чуть позднее.
22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на нашу Родину. Геннадию было тогда 17,5 лет, а он с товарищами осаждал областной военкомат. При этом работал Гена техническим секретарём Иссыкульского обкома КП(б), но и это ему не помогло попасть в Красную Армию.
С началом войны в далёком тылу мало кто представлял, что боевые действия затянутся надолго, все полагали, что армия быстро разгромит врага и одержит победу. Однако так не получилось, военные действия затянулись.
После того, как Геннадий достиг призывного возраста, 25 августа 1942 года он был зачислен курсантом Фрунзенского военного пехотного училища народного комиссариата обороны Союза ССР (полевая почта № 03124).
Вместе с ним были зачислены несколько товарищей из г. Пржевальска. Началась упорная и напряжённая учёба с частыми практическими занятиями.
А обстановка на фронте становилась всё сложнее и сложнее. Красная Армия медленно, но неуклонно отступала в глубь территории. Это послужило определяющей причиной того, что курсантам не дали закончить учёбу и отправили на фронт.
Контрнаступление под Сталинградом советских войск способствовало перелому в ходе войны и общему наступлению на южном участке фронта.
Весной 1943 года Гена пишет домой письмо.
Добрый день! Дорогие родители и ребята.
Пишу вам второе письмо. Нахожусь пока на старом месте, чувствую себя хорошо, даже лучше, чем в училище. 1 мая провели хорошо, получили горилки по 200 грамм, которую не видел с самого вашего отъезда. Погода стоит хорошая, кругом цветы, вишня и трава уже стала большая.
Сегодня читал поздравительную телеграмму тов. Сталина в связи с взятием городов в Северной Африке Бизерта и Туниса.
Володя, напиши, как ты поступил с Сергеем Баклановым насчёт того, что я тебе говорил раньше перед отъездом из училища, напиши, где сейчас Ихтетман В. и Тверитин.
Напишите, как вы сейчас живёте и что нового о дяде Лёне. Мама, если принимают посылки, пришли, если сможешь, табаку и спичек. Пока, всего хорошего. Напишу письмо, как побываю на передовой. Передавайте привет дяде Ване и Жене с Ритой. Я бы написал им письмо, да нечего писать.
Если можно, то пришлите 1000 руб. как можно скорее.
С приветом, Геннадий.
13.05.43 г.
Здравствуйте, дорогие родители и ребята. Как вы живёте? Писал вам два письма, которые не знаю, получили вы или нет? Пишу третье, чтобы вы получили одно из трёх. Я в настоящее время жив и здоров, чувствую себя очень хорошо, чего желаю и вам. Здесь в несколько раз лучше, чем в училище, пока ещё в тылуг видим только немецкие самолёты, а их за последнее время, вы сами знаете, стало у них не очень-то много. Нас, конечно, они ни разу не беспокоили, когда попадём на передовую неизвестно.
На днях видел доблестного солдата из Пржевальска Виллю. Голос у него появился, да ещё какой хрипатый, если б вы знали, вы бы ему позавидовали. Он себе подыскал тёпленькое местечко в санчасти, а как он туда попал, я удивляюсь. Человек учился шесть месяцев, получил военную специальность, а после этого попасть в санчасть, это с его стороны большая подлость. Да я это и раньше знал, что с ним это случится.
Со мной в одном подразделении находятся хорошие ребята из Пржевальска, с которыми у меня хорошая армейская дружба. А что значит дружба - отец это хорошо знает и испытал её на себе во время ещё гражданской войны. Это Семёнов Анатолий - сын начальника облдоротдела, с ним мы спим под одной шинелью и кушаем из одного котелка. Чудаков Василий - брат начальника облмаслопрома, погибшего, защищая свою родину, и Попов Анатолий - племянник моего друга — деда Кудашева Никоныча. Другие ребята тоже неплохие. Я думаю, что в бою не подведут.
Живём сейчас в саду под вишнями, погода стоит очень хорошая и жаркая. Вот всё о себе, друзьях и о нашей жизни. Пишите, я жду. Пишите чаще и побольше, а то вот уже больше четырёх месяцев нет из дома ничего. Попрошу вас, чтоб вы все вместе мне прислали фотокарточку. Пишите, как вы думаете насчёт посевов в нынешнем году. Какие у вас изменения произошли в вашей жизни. Пишите, а пока всего хорошего. До скорого свидания. Передавайте от меня привет и мой адрес кому, вы, конечно, знаете.
5.06. 1943 г.
Здравствуйте, дорогие родители и ребята!
Пишу вам, как мне кажется, четвёртое письмо, но не знаю, получили ли вы хотя бы одно из них или нет. Сейчас вздумал писать вам ещё одно, потому что какое-нибудь до вас должно дойти, а главное - чтобы вы узнали мой адрес.
Я живу очень хорошо, лучше, думаю, и не надо. Конечно, чего желаю и вам. Скучать не приходится. Живём весело, лучше, чем в училище. Времени свободного тоже хватает. В общем, живу, что надо. У ребят сейчас каникулы, пусть пишут мне чаще письма, а то они очень долго идут. А Бориса, если его не призвали ещё в армию, я прошу, чтобы он мне переписал песни, которые у меня имеются, и переслал их мне штуки по две, по три. Чего я у вас просил (деньги) в одном из писем — не высылайте.
Пока, всего хорошего. Передавайте привет знакомым.
Целую крепко, пишите.
14.06.1943 г.
Добрый день, дорогой папаша!
Шлю тебе гвардейский привет и тысячу наилучших пожеланий в твоей жизни и работе. Пишу вам ещё одно письмо, а от вас нет никакого ответа.
Я в настоящее время чувствую себя прекрасно, чего очень желаю и вам. Погода стоит очень жаркая, на небе нет ни облачка, а ещё только июнь месяц. На днях к нам в подразделение приезжали музыканты духового оркестра, а на другой день показывали кинофильм «Антоша Рыбкин». Картина очень хорошая, так что советую вам посмотреть ее. Правда до этого я смотрел ещё два кинофильма и одну постановку московских артистов «Тиль Уленшпигель». Сыграли они неплохо. В общем, живём весело и культурно. Каждый вечер в нашем распоряжении трофейная гармонь.
Вот пока всё, что я тебе могу написать. А тебя прошунаписать, как вы живёте, где сейчас дядя Лёня, тётя Маня Чебаевская и где и какой адрес Гали? Я прошу вас его написать.
А главная моя просьба к тебе: как-нибудь выслать мне рекомендацию для вступления в кандидаты ВКП(б), чтобы ещё лучше выполнять поставленные боевые задачи и ещё лучше громить немцев в предстоящих боях. Письма твои я всегда ношу с собой и никогда не забуду того, что ты пишешь и всё, что могу, я сделаю, о чём ты меня просишь. Передавай привет нашим и знакомым.
22.06. 1943 г.
Повоевать брату долго не довелось. 17 сентября 1943 года его друг Анатолий Семёнов пишет нам в город Пржевальск письмо.
17.09.43 г.
Здравствуйте уважаемый т. Лобанов!
Пишет Вам друг Вашего сына Семёнов Анатолий.
Сообщаю Вам о преждевременной смерти вашего сына Геннадия, который погиб, как герой в боях за нашу советскую Родину. Был убит он на задании в тылу у противника. Вражеская пуля попала прямо в голову. Я знал Гену ещё в IIржеевальске как хорошего товарища, и вот были вместе в училище, затем попали на фронт, делили с ним радость и горе. Он давал мне читать свои письма, а я ему - свои. И вот теперь он останется на всю жизнь как храбрый и верный товарищ. Я хоронил его со своими боевыми тварищами. Я поклялся мстить за него и за всех товарищей, пока мои руки держат автомат, и я могу бросить гранату. Я бил этих гадов и буду бить. Смерть фашизму. Я понимаю, вам, конечно, будет трудно. Остаётся одно - мстить! Это будет выполнено.
Пишите. Семёнов.
Горькая печаль свалилась на наше семейство. К фронтовым похоронкам начали привыкать. У моих друзей Коли Фадеева и Володи Панченко отцы погибли на фронте. А теперь и нас вот настигла беда. Мама и я с сестрой Маргаритой безудержно ревели, братья забились в угол и не сводили глаз с портрета погибшего Геннадия. Отец несколько дней скрывался на работе, а затем принялся писать письма по различным адресам, связанные с теми, кто имел хоть малейшее общение с погибшим сыном, с целью выявления всех деталей и подробностей.
Вскоре пришло письмо от начальника штаба воинской части, в которой служил Геннадий.
Киргизская ССР, г. Пржевальск, Дзержинского, 94
Лобанову А.Н.
Полевая почта 82660 Сманов А.В.
14 ноября 1943 года
Привет с фронта!
Здравствуйте, дорогие родители, братья и сёстры Лобанова Г. Шлю я Вам свой боевой гвардейский привет и желаю хорошей жизни.
Я вам сообщаю, что брат Гена убит в боях за нашу Советскую Родину. Гена пал смертью храбрых на поле брани. Прошу вас, чтобы вы не расстраивались, мы за вашего сына отомстим немецким поганым собакам.
Анатолий Семёнов у нас в части находится, пока жив и здоров, правда, был ранен, но уже опять вернулся.
Пока, до свидания. Остаёмся живы и здоровы. Крепко жму ваши руки.
Пишите ответ, адрес - полевая почта 82660.
Начальник штаба А. Сманов
Поражаюсь, удивляюсь и склоняю голову перед всеми теми, кто в прошлом откликался на письма отца о деталях гибели моего брата. Вот и на мою просьбу откликнулся райвоенком Ланин. Советское было время, и те люди были по- советски чутки и внимательны к чужому горю.
Почти два десятка лет отец поддерживал связь с партийными и советскими органами той местности, где погиб его сын…
В 1976 году я уволился из рядов Военно-Морского Флота, поселился в городе Бендеры и лелеял надежду съездить на то святое для меня место. Однако... Увы, писал в госадминистрацию района Близнюки, Барвенково Харьковской области, но словно воды в рот набрали чиновники новой рыночной системы...
Нет комментариев