К тому же, псалмов в католической мессе великое множество,
поэтому неудивительно, что на доскональное изучение всех песнопений
только одному певчему требовалось почти 10 лет.
Занятия проходили каждый день и начинались с распевки.
Распевкой служил "гимн святому Иоанну".
Теперь его можно назвать самой важной песней в истории музыки,
потому что именно этот гимн положил начало нотам. А дело было так...
Каждую следующую строчку гимна мальчики должны были петь
немного выше предыдущей.
Мальчики забывали текст, иногда фальшивили, и Гвидо сам пропевал
первый слог каждой строчки на нужной высоте.
Для того, чтобы помочь своим ученикам запоминать мелодию и
ускорить процесс обучения, Гвидо решил записать высоту звуков на
бумаге, дав каждому звуку название, чтобы мальчики могли
"читать" музыку с листа.
Он разместил первые слоги каждой строчки первого куплета гимна
на четырех линеечках, в виде квадратных значков.
Четыре линейки использовались как ступеньки, а на них, как на лесенке,
располагались квадратные значки-ноты, каждая из которых
соответствовала звуку.
Вначале, Гвидо использовал красные, черные и желтые линеечки для
размещения нот.
Он создал для детей понятный и наглядный музыкальный алфавит.
Позже линеечки перестали рисовать цветными, все они стали черными,
ноты из квадратных превратились в круглые, а линеечек стало пять.
Скорее всего, когда начали писать ноты вручную быстрее и удобнее
было нарисовать кружочки, чем квадратики.
Ut, re, mi, fa, sol, la, si – звучали музыкальные ноты вплоть до XVI века,
когда первую, закрытую и неудобную для пения ноту «ut» заменили
на привычную нам – «Do». Взяли ее из латинского слова Dominus, т.е. Господь.
Вот так, благодаря монаху Гвидо, на свете появились музыкальные ноты
на нотном стане, помогая всем желающим с легкостью и удовольствием
изучать музыкальную грамоту.
Комментарии 8