+ Примеры.
Elevator pitch (elevator speech, элевэйтор питч / спич или презентация в лифте) – это формат презентации или выступления в условиях ограниченного времени, обычно одной минуты – (время движения лифта в высотном здании). Особенность презентации в лифте заключается в том, что в течение одной минуты, предприниматель должен объяснить суть своей бизнес идеи и ее привлекательность для инвестора.
История. История данного формата выступления уходит далеко в середину 20-го века. Начинающие предприниматели пытались нарочно выловить вечно занятых потенциальных инвесторов, пока те едут в лифте на верхние этажи небоскреба, чтобы рассказать им про свой проект. Одним из ярких примеров elevator pitch является случай, произошедший с основателями компании Google. В далеком 1998 году, тогда еще начинающие предприниматели, Сергей Брин и Ларри Пейдж получили на развитие своей еще несуществующей компании 100 тысяч долларов, потому что успели доходчиво объяснить опаздывающему на встречу Энди Бехтольшайму выгодность вложения в Google.
Особенности презентации в лифте
Зачем это нужно? Несмотря на то, что сегодня сложно себе представить историю, когда после яркой речи в лифте, инвестор сможет сразу же выдать необходимую сумму, формат «elevator pitch» используется для презентации бизнес проектов. Нужно это затем, чтобы понять насколько начинающие предприниматели сами осознают главные преимущества и выгоды своего проекта. Все гениальное просто, в том числе и гениальная бизнес идея. Если предприниматель способен отделить зерна от плевел и выдать информацию, которая интересна инвестору, то можно сделать вывод, что он способен ясно мыслить и правильно действовать в ведении своего бизнеса. Формат презентации в лифте хорошо показывает собранность и находчивость начинающего бизнесмена.
Как приготовиться?
Чтобы приготовить к elevator pitch, вы можете для начала воспользоваться приемами и рекомендациями по навыкам ораторского мастерства. Особое внимание стоит уделить формулированию и запоминанию ключевых мыслей и выводов. Кроме того, важно поработать над дикцией и интонацией, так как говорить придется, скорее всего, быстрее обычного.
Формат. Формат презентации в лифте может зависеть от различных сценариев.
Во-первых, важно знать, для кого проводится презентация. Презентация в лифте должна строиться индивидуально. Для каждого инвестора есть свой крючок, на который его можно зацепить. Кому-то интересна сама идея, ее оригинальность и инновационность, кто-то интересуется только финансовой стороной дела, с кем-то можно говорить неформально, кому-то важен именно официальный тон и т.д.
Во-вторых, формат презентации зависит от того, какие вспомогательные элементы у вас есть. Есть ли у вас с собой готовые образцы продукта вашей будущей фирмы, которые скажут все за вас? Есть ли у вас дополнительные материалы, подтверждающие ваши слова?
В-третьих, важно, говорите ли вы в одиночку или вас несколько человек. Вдвоем проще воздействовать, но это требует более кропотливой подготовки и слаженности действий.
Структура презентации
В отличие от других видов выступления, презентация в лифте не имеет рекомендованной структуры. Подготовка к презентации в лифте является творческим процессом, и создавать ее нужно опираясь на собственную креативность. Несмотря на это, можно дать некоторые рекомендации по структуре «элевэйтор спич»:
• В начале желательно, максимально привлечь внимание слушателя, заставить его думать, над тем, что вы говорите. Например, можно привести какой-то неожиданный вызывающий эмоции факт, который в дальнейшей речи будет подчеркивать важность вашего проекта для инвестора.
• В основной части презентации в лифте важно, сказать, чем выгодно отличается ваш проект от всего остального, чем он привлекателен инвестору.
• В конце, сделайте небольшое, щедрое предложение для инвестора. Однако важно не перехвалить себя, а наоборот сказать, о важности роли именно этого инвестора для вас и попросить помочь вам. Инвестор дожжен почувствовать свою силу и необходимость для вас, после того, как поймет выгодность вашего проекта.
Правила elevator pitch
В итоге, для презентации в лифте можно выделить следующие общие рекомендации:
1. Нужно как можно подробнее узнать, что интересно слушателю. Обращаться надо к нему лично, и говорить то, что он хочет услышать.
2. Речь должна быть чистой, эмоциональной, без лишних пауз и подбора нужных слов.
3. Говорить нужно быстрее обычного, но не слишком быстро.
4. Не нужно говорить о том, что не является ключевым фактором успеха вашего проекта. Если какую-то информацию можно выкинуть – выкидывайте.
5. Используйте зрелищные элементы – демонстрация образцов, метафоры и сравнения.
Что делать
Ниже приведены правила проведения презентации в лифте перед инвестором, описанные в популярном интернет-видео.
1. Краткость. Презентация в лифте должна быть короткой. Она ограничена лишь 1-2 минутами времени инвестора. Иногда временные ограничения оказываются еще более жесткими.
2. Доступность. Речь в elevator pitch должна быть легкой для понимания. Часто у инвестора нет никакого желания, времени и сил, чтобы пытаться понять заумные схемы, описываемые начинающим бизнесменом. Даже если зрителем презентации в лифте станет ребенок, он должен понять, о чем идет речь в презентации.
3. Прибыльность. Проект, описанный в презентации в лифте должен вызвать жадность. В конце концов, инвесторы хотят заработать деньги, точнее много денег.
4. Неотразимость. И наконец, презентация в лифте должна быть неотразима. Если после презентации у инвестора остается больше вопросов, чем ответов, начинающему предпринимателю нужно будет снова вернуться за рабочий стол и доделать свою презентацию.
Чего не делать
При презентации в лифте предприниматель не должен совершать следующие ошибки:
1. Нельзя смотреть в потолок и вспоминать, какие-то важные факты.
2. Нельзя делать паузы, давая инвестору возможность уйти с вашей колеи и задать какой-нибудь каверзный вопрос.
3. Нельзя не знать инвестора в лицо: кто это, что ему интересно. Вы можете просто потерять уйму времени, общаясь «не с тем человеком».
4. Незнание рынка – очень серьезное упущение. Вы должны точно знать несколько важнейших цифр о рынке, подтверждающих потенциальную успешность вашего проекта.
5. Не рассказать о себе. Инвестор должен видеть огонь в глазах, энергию и потенциал.
6. И наконец, совсем непростительно не знать, зачем вы пришли к инвестору, а именно какую сумму вы хотите от него получить и на что вы собираетесь ее потратить.
Пять примеров «презентаций для лифта»
Пример 1. Вы хотите найти работу
В этом примере вы рассказываете об основных своих преимуществах и навыках, подкрепляете их примером и прямо спрашиваете, есть ли вам место в компании:
«Здравствуйте, меня зовут Светлана. Я эколог и ищу работу, которая поможет мне использовать мои исследовательские и аналитические навыки. Последние несколько лет я укрепляла их, сотрудничая с местными экологическими организациями и властями по вопросам сохранения и поддержки качества водных ресурсов. Также в будущем я хотела бы развивать образовательные программы по информированию населения об охране водных ресурсов.
Я знаю, что ваша организация занимается проектами контроля качества воды. Скажите, могу я попробовать стать частью вашей организации и усилить ее своими знаниями?»
Пример 2. Вы хотите принять участие в спектакле
Более эксцентричный пример для творческих личностей:
«Здравствуйте, Андрей! Меня зовут Ольга Бессонова, я люблю Вас как артиста, сама играю в театре, снимаюсь в телепроектах, сериалах. Я бы очень хотела поучаствовать в вашем спектакле «Поэзия души», который будет проходить двадцатого августа. Знаю, что Вы будете читать поэзию, и я хотела бы дополнить спектакль своим участием. Я с удовольствием придумаю хореографическую постановку, сценографию, движущие декорации, и я хотела бы станцевать под какую-то музыку во время вашего чтения, если это возможно. Причем станцевать что-то понятное, какой-то театральный пантомимический танец.
Прослушайте меня, пожалуйста. Я могу прямо сейчас показать несколько па, если позволите. Вы посмотрите? Что скажете?»
Пример 3. Вы хотите достучаться к своему начальнику с новой идеей
Ваш начальник все никак не может найти время, чтобы выслушать вас? Вам понадобится максимум 30 секунд, чтобы донести проблему и пути ее решения. Это можно сделать, даже просто провожая руководителя по коридору:
«У нас в организации большинство сотрудников не имеют доступа к принтерам для распечатки документов, хотя по работе им это необходимо. Нужно дать всем возможность оперативно распечатывать документы, чтобы не терять рабочее время для лишних коммуникаций.
Предлагаю поставить один принтер для использования всеми сотрудниками в кабинете секретаря. Можно приобрести новый принтер, как это сделали в компании N решая похожую проблему, либо использовать для этой цели принтер из отдела закупок, так как он мало задействован в работе отдела. Любые эти варианты дешевле третьего — приобрести принтеры для каждого сотрудника».
Пример 4. Вы распространяете свой продукт или услугу
Хорошее решение, если вы продвигаете продукт или услугу. Расскажите кто вы, что разрабатываете, ваши преимущества перед конкурентами и добавьте заключительный вопрос, провоцирующий на диалог:
«Наша компания занимается разработкой мобильных приложений, которые помогают организациям упростить процесс обучения своих сотрудников. Это заметно сокращает время занятости топ-менеджеров, позволяя им заниматься более важными задачами. В отличие от большинства разработчиков, мы посещаем компании клиентов, чтобы точно определить потребности будущих пользователей. Такой подход гарантирует, что, в среднем, 95% наших клиентов остаются довольны бета-версиями наших продуктов. Расскажите, как в вашей компании справляются с дистанционным обучением персонала?».
Пример 5. Вы ищите инвесторов
Этот вариант подойдет и для «вирусного» ролика, и для личных встреч, если вы ищите инвесторов для своего бизнеса.
«Привет! Я Кравченко Филипп из «Просто пицца». Вчера выручка нашей небольшой пиццерии составила более 90 тысяч рублей. Мы планируем тиражировать наш успех и построить глобальную компанию.
Как? Мы создаем эффективную производственную модель, соединяя фастфуд и облачные технологии, и получаем «умную» пиццерию, где ІТ-система является средством производства и позволяет добиться небывалой ранее эффективности. Мы ищем инвесторов, чтобы развиваться с помощью франчайзинга. Наша идея уже показала свою работоспособность, а рынок и популярность товара позволяет расти до невероятных масштабов. У нас горят глаза, но при этом мы терпеливы и работоспособны. Давайте покорять мир вместе. Возможно, это будет одна из лучших ваших инвестиций».
Примеры, описанные выше, не панацея к руководству. Скорее, наглядная демонстрация того, что подобная речь может пригодиться во многих жизненных ситуациях. О ваших индивидуальных преимуществах рассказать в красках и с изюминкой сможете только вы сами.
Желаем вам придумать свою эффектную самопрезентацию, хорошо отрепетировать и суметь воспользоваться ею в нужный момент.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев