СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА.
БЕССАРАБСКАЯ ОБЛАСТЬ.
1862-й год.
СОСТАВИЛ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА КАПИТАН А. И. ЗАЩУК.
(ОТРЫВОК)
СУДОХОДСТВО ПО ДНЕСТРОВСКОМУ ЛИМАНУ.
По Днестровскому лиману прибрежное судоходство довольно деятельно; кроме постоянного пароходного сообщения между Аккерманом и Овидиополем на лимане ходят мелкие парусные суда, занимающиеся перевозкою хлеба, доставляемого из Аккерманского и частью из Бендерского уездов, также леса с верховьев Днестра и рыбы из устроенных на берегу лимана и на взморье рыбных ловель. Богатство и изобилие этих важных в народном быту произведений заставляют ещё желать усиления судоходства, которое оказывается нужным для ежегодно усиливающегося привоза в Аккерман. Отсюда ходят также и суда, отправляющиеся за границу, но в малом количестве; ежегодно можно полагать около 15 судов, с грузом до 30 тысяч руб. сер. привозного и отвозного товара.
Днестровский лиман и теперь доступен небольшим купеческим судам, и не слишком значительных издержек потребовали бы гидравлические работы для углубления фарватера и расчистки гирл. С барок можно бы было непосредственно перегружать товары на суда, чем уничтожалось бы необходимость сухопутного перевоза от Маяков в Одессу.
Скорость плавания судов вверх и вниз по течению.
Разумеется, что в будущности днестровского судоходства играет важную роль развитие пароходства. В этом отношении были попытки, но не удались. Видно не пришла ещё пора.
Но ещё много предстоит преодолеть трудностей, чтобы сделать Днестр, на всём протяжении безостановочно судоходным. Главнейшие препятствия состоят: 1) в недостатке хорошего бечёвника для тяги судов вверх лошадьми или волами; к отвращению этого неудобства, на всём протяжении реки от м. Маяков до границы, главное местное начальство приняло все зависящие от него меры, и бечевник устроен на сколько позволяют обстоятельства и средства, находящиеся в его распоряжении. Но устройство совершенно удобного бечевника потребовало бы слишком больших издержек. В верхней половине Днестра, река, часто суживаясь, течёт между двумя отвесными скалами; бечевник нельзя провести иначе, как на вершине скал и он оказывается совершенно неудобным, так что в этих местах суда тянут только в среднюю воду, когда можно идти по низменному берегу, с которого спала вода, и когда ещё не образовались отмели. В нижней половине Днестра, на болотистых плавнях, потребовалось бы устроить земляную насыпь или гати на сваях, долженствующие служить для бечевы; но как должны быть велики и тверды эти гати, чтобы противостать напору воды во время разливов и наводнений? Издержки на построение таких гатей не соответствовали бы выгодам, ими обещаемым.
До сих пор плавание по Днестру зависит от горизонта вод и состояния погоды. При высоком горизонте и при тихой погоде, суда идут вниз по течению до 100 вёрст в сутки; при среднем горизонте и тихой погоде – до 40 – 60 вёрст, а при убытии воды и при тихой погоде – только 20 – 30 вёрст.
Повторяем ещё, что учреждение плоскодонных пароходов для буксирования галер вверх по реке – вот существенная потребность улучшения днестровского судоходства. Частые косы, пересыпи и отмели так затрудняют плавание, что во время низких вод, в мае, июле и августе, нередко случается судам останавливаться на неделю и на две, в ожидании прибыли воды; бывают годы, что всякое судоходство прекращается на целый месяц. Для отвращения этого неудобства, предполагалось, ещё в сороковых годах, употребить Баухтеевскую мелеразбивательную машину; но каменистый грунт реки и дороговизна самого производства ещё надолго оставят это препятствие непреодолимым. Узкость фарватера, имеющего не более 24 футов ширины, Ямпольские пороги, кладки, череда, представляют значительную опасность проходящим судам. В течение последних 10 лет, из числа 14,272 судов и плотов, прошедших по Днестру, подверглись крушению 63, т. е. одно судно из 227. (Продолжение на странице: http://historical.ucoz.net/load/sudokhodstvo_po_dnestrovskomu_limanu/1-1-0-106 )
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев