Советские тяжелые танки КВ-1 выходят на позицию для атаки, РИА Новости Самарий Гурарий
Жозеф Котин работал в Ленинграде до последнего. Выпущенные под его руководством танки шли в бой прямо с завода. Но оставлять производство бронетехники в семи трамвайных остановках от линии фронта руководство страны посчитало неблагоразумным. Поэтому Ленинградский, Кировский и Харьковский паровозостроительный заводы были эвакуированы в Челябинск, где на базе местного тракторного предприятия развернулся Танкоград, главным конструктором которого и стал Котин.
Война ставила перед конструктором и его коллективом всё новые и новые задачи. На базе КВ была создана облегчённая модель КВ-1с и вооружённый 152-мм гаубицей КВ-2.
Впрочем, эти версии «Клима Ворошилова» не стали по-настоящему массовыми. Из цехов завода вышло также всего 130 единиц сконструированного на базе КВ-1с танка ИС («Иосиф Сталин»). При этом разработанный при участии Котина тяжёлый ИС-2 прославился на фронтах Великой Отечественной. Он был самым тяжелобронированным танком в армиях союзников и одним из самых сильных танков на планете.
«Иосиф Сталин-2» оказался настолько удачным, что состоял на вооружении Красной армии вплоть до самого распада Советского Союза, а затем — ещё и Вооружённых сил Российской Федерации (до 1995 года).
Танк идеально подходил для прорыва хорошо подготовленной обороны противника. Его 122-мм пушка представляла смертельную угрозу для вражеских ДОТов и бронетехники. Немецкое командование официально рекомендовало военнослужащим Вермахта не вступать в открытый бой с ИС-2 и «стрелять по нему из засад и укрытий».
Всего за время войны из цехов советских заводов вышло 3385 танков данной модели. На немецкие «Тигры» и «Пантеры» Котин ответил «Зверобоями» — самоходками СУ-122 и СУ-152.
«Сегодня в массовом сознании КВ и ИС-2 почему-то недооценены, все больше помнят о Т-34. Но тяжёлые танки — это стратегия, это прорыв вражеской обороны. Как можно оценить вклад Жозефа Яковлевича Котина в победу? С огромным уважением, склонив перед ним голову. Это был человек потрясающей внутренней красоты, особого отношения к работе», — рассказала в интервью RT директор Музея трудовой и боевой славы Челябинского тракторного завода Надежда Дида.
За годы войны Котин успел побывать заместителем наркома танковой промышленности, получить звание генерал-лейтенанта, стать Героем Социалистического Труда. Однако несмотря на высокие звания и награды, Котин лично выезжал на фронт и изучал выпущенную под его руководством технику после боя, общался с экипажем, стремясь усовершенствовать свой танк.
После войны
Вскоре после прихода к власти Никиты Хрущёва советский ВПК переориентировался на ракетные технологии, бронетехника отошла на второй план.
Тем не менее, о Котине новое советское руководство отзывалось с неизменным уважением.
«Этот человек помог нам выиграть войну», — так говорил о конструкторе Первый секретарь ЦК КПСС.
В мирное время Котин продолжил проектировать различную технику, используя свой колоссальный «танковый» опыт. Так, при его участии появился один из лучших в мире тракторов К-700 «Кировец», отмеченный многочисленными наградами, а также К-12, используемый при лесозаготовках.
Конструктор создал и вездеход «Пингвин», долгое время применявшийся в Арктике и Антарктике. На базе «котинских» танков были разработаны подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением.
Нет комментариев