Василий Грибовский: Гэта бяда не на само пасяленне. А хучэй бяда на саму пару. Яны павінны разумець адказнасць моманту. Прыгнуць, менавіта ён і яна, праз купальскае вогнішча, якое магло дасягаць метр увышыню, і навідавоку ва ўсіх, каб вашыя рукі не раз'ядналіся, гэта быў адказны момант. І гэта для іх была бяда, калі рукі раз'ядналіся, што паказвала, што іх адносіны былі невыпрабаваныя. А након пасялення - гэта наўрад ці. Вось калі хлопцы гойцалі ці дзяўчаты тройкамі і чацьвёркамі, было і такое, не абавязкова прыгалі пары. Гэты быў іншы сэнс. Яны скокалі дзеля чагосьці. Чым вышэй скокаюць хлопцы, тым вышэйшы лён рос, жыта. Дзяўчаты таксама. Вось гэта вышыня. Браць вышыню. А пары - гэта ужо асобная тэма.
Наталья Лишик: Я добавлю насчет страха поселения… Самым главным условием для всего поселения какой-то определенной местности было именно то, что в эту ночь они должны были все не спать. Почему? Потому что выходила вся нечистая сила. Дома обкладывали крапивой, клали ее везде, где нечисть могла просочиться - возле порога, на подоконник. Потому что в этот момент очень активизировались ведьмы, чтобы они не проникли в дом. А также крапивой обкладывали и старались свечки зажечь в конюшнях, потому что ведьмы очень любили взять коня и увести на Лысую гору. Соответственно, назад они уже не возвращались. И вот в этом время все поселение выходило к берегу реки, там разжигали костры и всю ночь водили хороводы, обряды совершали, но смысл был именно в том, чтобы не спать.
Самый важным был обряд самоочищения через огонь. Также огонь еще открывает скрытые резервы. После купальской ночи человек, который допустим плохо шил, мог начать шить гениально, только потому что он поверил в то, что у него открывается эта возможность.
Еще насчет поселений и их страхов… у них было на самом деле принципиально водить хороводы. Это символ объединения всего поселения.
Ведущая: Дети тоже не спали в купальскую ночь?
Наталья Лишик: Однозначно! Матери детей, которые болели в этом году, сжигали на кострах одежду, в которой серьезно болел ребенок. Взрослые люди проводили скотину между кострами, чтобы скот не болел, больше молока давал. Там было всем, чем заняться. Все были заняты, хоть бы успеть все за эту короткую ночь.
Непосредственно сам праздник в большинстве поселений начинался с того, что глава поселения с самым сильным воином спускали с горы подожженое колесо. И если колесо ровно входило в воду, то все должно было быть замечательно: урожай, здоровье и т.д. Если же вдруг, не дай Бог, колесо как-то накренилось, какие-то сделало повороты, тогда считалось, что поселение ждет что-то нехорошее в этом году. Вплоть до того, что меняли главу поселения. Вот начинали с огня и заканчивали огнем.
Ведущая: Казалось бы колесо просто ….
Наталья Лишик: …а тут надо сноровка и умение. Не все так просто.
Нет комментариев