Бросив жребий, он получил в удел море (Зевс - небо, Аид - подземное царство). Древнейшее представление о Посейдоне связано с плодородием земли, пропитанной влагой, поэтому имя Посейдон можно понимать в его дорийской форме как "супруг земли" в именительном падеже (Poteidan - pot = pos, корень слова указывает на "супружество" и da = ga, "земля") или в звательном падеже, отсюда эпитеты Посейдон - "колебатель земли, "земледержец". С другой стороны, древнейший Посейдон связан с индоевропейским зооморфным демоном плодородия, выступавшим в облике коня или быка, и таким образом сближается с неиссякаемой порождающей силой земных недр, а значит, и с водной стихией. Отсюда в имени Посейдон видят воплощение текучей плодоносной сущности, которая выражена в застывшей форме ритуального обращения: "владыка вод", так как дорийск. Poteidan разлагается: potei, "владыка" в звательном падеже, и прилагательное daon, "водный", "водяной" в звательном падеже, образованное от индоевропейского корня da-, danu-, указывающего на влагу и реку (ср. осет. Донбеттыра, наименования рек Дон, Днепр, Дунай). С расселением греческих племен на островах Посейдона стали отождествлять не только с влагой, дарующей жизнь земле, но и с просторами моря. Олимпийский Посейдон неразрывно связан именно с морской стихией, сохранив в качестве рудиментов эпитеты, указывающие на былую связь с землей, мифы о зооморфных ипостасях Посейдона - коне и быке и предания о Посейдоне, своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников.Архаические черты у олимпийского Посейдона находят выражение, в его буйном нраве, попытках сохранить свою независимость. Вынужденный признать главенство Зевса, он считает себя равным ему. Посейдон участвует в мятеже против Зевса, и его спасает от оков Фетида. Он в союзе с Герой, воспользовавшись сном Зевса, подает помощь ахейцам, вызывая гнев громовержца, и угрожает ему непримиримой, враждой. Посейдон идет на помощь ахейцам с мечом, схожим с молнией, предводительствуя их воинством. Посейдон ненавидит троянцев, царь которых Лаомедонт в свое время не заплатил ему и Аполлону условленной платы. Посейдон наслал на Трою страшное морское чудовище, угрожавшее царской дочери Гесионе, спасенной Гераклом. Он один идет против решения олимпийцев возвратить домой Одиссея, ненавидя его за ослепление Полифема, хотя Зевс уверен, что Посейдон не может спорить со всеми бессмертными и поступать самовластно. Однако Посейдон не успокаивается и насылает на Одиссея страшную бурю, разбивая его плот и своим трезубцем взбудораживая море, тучи и ветры. Посейдон яростно действует своим трезубцем, желая или поднять бурю, или погубить кого-либо из героев. Он разбивает скалу и губит Аякса Оилида за его нечестивую похвальбу. Трезубец Посейдон - некий древний фетиш, наделенный магической силой. Именно в споре с Афиной Посейдон выбивает трезубцем источник, даруя его жителям Аттики. Но Посейдон было вполне достаточно крепко ударить ладонью по кораблю феаков, чтобы превратить его в скалу и втиснуть эту скалу в морское дно. Посейдон не живет на Олимпе, владея собственным роскошным дворцом на дне моря в Эгах. Посейдон мчится на колеснице, запряженной длинногривыми конями, по морю. Морская темно-синяя бурливая волна и есть сам Посейдон, постоянно именуемый "синекудрым", "черновласым". Облик Посейдон страшен, могуч и стихиен. Под его стопою трепещут леса. Своего дворца в Эгах он достигает, сделав три-четыре шага с фракийских гор. Посейдон - супруг нереиды Амфитриты. От нее у него сын Тритон - владыка морских глубин. Посейдон - отец множества детей, и все они стихийны, ужасны и чудовищны. Это великаны Сарпедон, Орион и Алоады, царь бебриков, кулачный боец Амик - от нимфы Мелии, великан Антей - от Земли, киклоп Полифем, царь Бусирис, убивающий всех чужестранцев, разбойники Керкион и Скирон; от медузы Горгоны у него Хрисаор ("златомеч") и Пегас, выбивший копытом источник Гиппокрену. Деметра в образе эринии родила от Посейдон коня Арейона, что дополняет сведения о зооморфной сущности Посейдона. Он выслал из моря на Крит прекрасного быка, свою собственную ипостась, который вместе с Пасифаей породил чудовище Минотавра. Однако были слабые попытки связать Посейдона с героическим миром, хотя и здесь Посейдон является в облике водной стихии. Приняв облик речного бога, Посейдон вступил в брак с Тиро, породившей Пелея и Нелея, отца мудрого Нестора. Посейдон считается божественным отцом Тесея, сына афинского царя Эгея Доказывая свое божественное происхождение, Тесей бросился в море, чтобы достать кинутое туда Миносом золотое кольцо, добыл его у Амфитриты и вернулся победителем. Именно Тесей – героический сын Посейдона убивает Минотавра - тоже сына Посейдона, только чудовищного. Среди аргонавтов есть сыновья Посейдона - Эвфем, Эргин и Анкей, не играющие, однако, существенной роли в походе. Вряд ли Посейдона можно считать основателем и защитником полисов; он оспаривал у Гелиоса Коринф и потерпел поражение, с острова Эгина его вытеснил Зевс, с Наксоса - Дионис, из Дельф - Аполлон, из Трезена - Афина. Она же оказалась победительницей в Афинах, посадив там маслину вопреки Посейдону. Гера забрала себе Аргос, за что Посейдон наслал сначала засуху, а затем море. Единственная страна, где царили Посейдон и его потомки, которых Зевс покарал за нечестие, - остров Атлантида. Культ Посейдона связан с почитанием его как божества моря, источников и землетрясений. Страбон сообщает, что родосцы после землетрясения вблизи острова Фера воздвигли храм Посейдону Асфалию - "дарующему безопасность". Посейдон почитался по всей Греции также как Фитальмий, наряду с Дионисом Дендритом, "древесным", и им обоим была посвящена сосна. Культ Посейдона Гиппия - "конного" преимущественно фессалийский. В Аргосе был храм Посейдон Проклистия - "причиняющего наводнение" в память спора Геры и Посейдона, когда отвергнутый аргосцами Посейдон наслал на Арголиду море. На акрополе у святилища Эрехфея еще во 2 в. почитался источник солоноватой воды, якобы выбитый трезубцем Посейдона. В Трезене, несмотря на поражение Посейдона от Афины "могучей", почитают Посейдона «царя». Там же храм Посейдона Фитальмия в память бесплодия, посланного Посейдоном на землю, пропитавшуюся морской солью, и милости Посейдона, прекратившего гнев. Культ Посейдона всюду связан с бедствиями, сопровождавшими его гнев, сменяемый затем на прощение. Посейдон - древнее мужское хтоническое божество, обладавшее универсальной властью, на более поздней героической ступени было вытеснено мужским патриархальным божеством, возглавившим олимпийцев, Зевсом, и больше уже не заняло главенствующего положения, оставаясь в неизменной оппозиции к Олимпу. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном. http://hobby.getbb.ru/viewtopic.php?f=42&t=125
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев