— Не склоняй головы, — сказала женщина. — Ты — Трубецкая. Мы никогда не склоняем головы. Даже на плахе.
Это была княгиня Екатерина Трубецкая, казнённая при Иване Грозном. Софья Всеволодовна узнала её по фамильному портрету, то же высокое чело, те же серые глаза.
— Я вижу галлюцинации, — прошептала Софья.
— Ты видишь правду, — ответила княгиня. — В момент крайнего унижения открывается зрение. Ты увидишь всех нас, хранительниц достоинства твоего рода.
Конвоир пнул ведро, вода расплескалась по полу.
— Что бормочешь, контра? Молитвы?
— Стихи, — ответила Софья Всеволодовна, продолжая тереть пол. — Пушкина.
Она действительно читала про себя "Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье". Прабабка её, Мария Волконская, была в числе жён декабристов. Ушла за мужем в Сибирь.
И вот теперь Мария стояла по другую сторону от Екатерины. В дорожном платье, с твёрдо сжатыми губами.
— Достоинство — это невидимая корона, — сказала Мария. — Её можно снять только самой. Никто не может отнять её силой.
Софья мыла пол, а вокруг неё собирались женщины. Все женщины рода Трубецких за пятьсот лет. Княгини и монахини, фрейлины и ссыльные. У каждой на голове мерцала та самая невидимая корона, нимб достоинства, который не могли погасить ни плаха, ни каторга, ни лагерь.
— Эй, бывшая! — Сидоров ткнул её сапогом в бок. — Чего застыла?
Софья подняла голову. Посмотрела на него прямо. И Сидоров увидел не затравленную старуху, а графиню. Настоящую графиню, из тех, перед кем его прадед шапку снимал.
Он отступил.
В камере сидели восемь женщин. Профессор Лидия Сергеевна, крестьянка Матрёна, еврейка Сара, две сестры-монахини Евдокия и Серафима, жена красного командира Александра, проститутка Зойка.
— Новенькая из бывших? — спросила Зойка, оглядывая Софью. — Вид у тебя больно гордый. Тут таких быстро ломают.
— Пусть попробуют, — ответила Софья.
Ночью она проснулась от того, что камера светилась. Над каждой спящей женщиной стояла светлая фигура. Хранительницы их достоинства.
Над Лидией — женщина в профессорской мантии, видимо, прабабка из первых студенток. Над Матрёной — крестьянка в праздничном сарафане. Над Сарой была женщина с покрытой головой, в древнем одеянии — праматерь Сарра, жена Авраама.
Даже над Зойкой стояла хранительница, молодая женщина в простом платье, с младенцем на руках.
— Это моя мама, — прошептала Зойка, тоже проснувшаяся. — Умерла, когда мне пять было. Всегда вижу её, когда совсем плохо.
— Ты тоже видишь?
— Все видят. Просто не все признаются. Тут, в тюрьме, грань тонкая. Между живыми и мёртвыми. Между достоинством и животным страхом.
На допросе следователь Крюков, интеллигентного вида человек в пенсне, был вежлив:
— Софья Всеволодовна, вы образованная женщина. Зачем упорствовать? Подпишите признание в антисоветской деятельности, и вам дадут лёгкий лагерь. Библиотека, культурная работа.
— Я не вела антисоветской деятельности.
— Ваше происхождение — уже преступление.
— Я не выбирала, где родиться.
Крюков снял пенсне, протёр.
— Знаете, я читал воспоминания вашей прабабки, княгини Волконской. Удивительная женщина. Но времена изменились.
— Времена меняются. Достоинство — нет.
— Достоинство! — Крюков рассмеялся. — Какое достоинство у зэка? Вас заставят есть баланду, спать на нарах с клопами, справлять нужду в парашу при всех. Где ваше графское достоинство?
И тут Софья увидела, что за спиной Крюкова стоит мужчина в старинном кафтане. Лицо бледное, глаза пустые.
— Это его предок, — прошептала княгиня Екатерина. — Палач при Иване Грозном. Крюковы — потомственные палачи. Только орудия сменились, вместо топора теперь допросы.
— Что вы там бормочете? — напрягся Крюков.
— Я вижу вашего предка. Он стоит за вашей спиной. В кожаном фартуке, с топором.
Крюков побледнел:
— Что за бред...
— Иван Крюков. Казнил женщину из моего рода в 1570 году. Но она умерла с достоинством. А он — нет. Спился, удавился. И теперь стоит за вашей спиной. Вечный раб своего ремесла.
Крюков вскочил, ударил её по лицу:
— Замолчи, ведьма!
Но было поздно. Он видел предка-палача и понимал, что это его судьба. Вечно мучить других и мучиться самому.
Софью отправили в карцер. Каменный мешок, где только вода по щиколотку и темнота.
Но во тьме светились короны. Десятки невидимых корон всех узниц, что побывали здесь, они висели в воздухе, как созвездия.
— Каждая оставляет свой свет, — объяснила княгиня Екатерина. — След достоинства. Его нельзя смыть, растоптать, уничтожить.
Софья протянула руку и почувствовала тепло. Короны грели, давали силу.
Через десять дней её выпустили из карцера, но она не сломалась. Более того, в её глазах появился странный свет. Другие заключённые начали тянуться к ней.
— Вы как будто светитесь изнутри, — сказала Лидия Сергеевна.
— Это не я. Это достоинство всех, кто был до меня. Оно накапливается, как электричество. И однажды произойдёт разряд.
В лагере под Воркутой Софью определили в прачечную стирать окровавленное бельё из лазарета. Работа грязная, тяжёлая, унизительная для графини.
Но Софья стирала с таким спокойным достоинством, будто вышивала золотом. Другие прачки, воровки и убийцы, поначалу смеялись. Потом притихли, потом начали подражать.
— Чего ты такая прямая? — спросила Фроська, осуждённая за убийство мужа. — Будто королева какая.
— Мы все королевы, — ответила Софья. — Просто забыли об этом.
Она научила женщин видеть. Не всех, только тех, кто готов был. Показала, как разглядеть свою невидимую корону, свою хранительницу достоинства.
У Фроськи хранительницей оказалась бабка-знахарка, прямая и гордая. У Клавы-карманницы — прапрабабка, крепостная актриса. У каждой был кто-то в роду, кто хранил достоинство в унижении.
Начальник лагеря майор Суров вызвал Софью:
— Говорят, ты смущаешь заключённых. Рассказываешь про какие-то короны.
— Я учу их достоинству.
— Зэкам не положено достоинство!
— Достоинство нельзя отнять. Можно только самому отказаться.
Суров встал, подошёл к ней вплотную:
— Я могу заставить тебя ползать по-собачьи. Лаять. Есть из миски на полу.
— Можете заставить тело. Душу — нет.
— Проверим!
Он приказал ей встать на четвереньки. Софья встала. Приказал лаять. Она открыла рот и запела. "Реквием" Моцарта. Латынь, которую учила в гимназии.
Суров бил её ногами, но она продолжала петь. И тут он увидел, что над ней сияет корона. Настоящая, золотая, с бриллиантами. Ослепительная.
Он отшатнулся, закрыл глаза. Когда открыл, короны не было. Только избитая старуха на полу, но в её глазах было такое достоинство, что Суров не выдержал:
— Вон! Убрать её!
Софья умерла зимой 1943 года от воспаления лёгких. Умирала тихо, с достоинством.
Вокруг её нар собрались женщины из барака. Держали за руки, пели вполголоса — кто молитвы, кто песни.
— Смотрите, — прошептала Фроська. — Корона!
Над головой умирающей Софьи сияла невидимая корона, но теперь её видели все. Она поднималась вверх через потолок барака в морозное небо.
И там, в небе над Воркутой, уже сияли тысячи корон. Всех, кто сохранил достоинство в унижении. Они складывались в созвездие — новое, невидимое обычным глазом.
После смерти Софьи в женском бараке что-то изменилось. Женщины держались прямее, смотрели конвоирам в глаза, даже умирая, не теряли достоинства.
Майор Суров это заметил:
— Что с бабами? Будто подменили.
— Это всё покойная графиня, — доложил конвоир. — Научила их чему-то.
— Чему можно научить в лагере?
— Достоинству, товарищ майор.
В 1956 году после XX съезда начали выпускать узниц. Фроська вышла, поселилась в Сыктывкаре, работала уборщицей в школе.
Дети звали её баба Фрося и любили. Она ходила по школе с шваброй, но держалась так, будто с державой и скипетром.
— Баба Фрося, вы правда в тюрьме сидели? — спрашивали пионеры.
— Сидела.
— За что?
— За то, что не умела хранить достоинство. Научилась там.
Она видела невидимые короны над головами детей. У каждого ребёнка была своя та, кто в роду хранил достоинство. И Фроська тихонько учила их видеть.
— У тебя прабабушка была учительницей в церковно-приходской школе, — говорила она девочке Тане. — Её уволили за то, что не отреклась от веры. Но она не сломалась. Открыла тайную школу, учила детей достоинству.
— Откуда вы знаете?
— Вижу. Она стоит за твоей спиной. Хранит твою корону.
В Москве в коммунальной квартире на Арбате жила внучатая племянница Софьи Всеволодовны Елена. Искусствовед, тихая женщина.
В 1961 году к ней пришла старуха, Клава-карманница, освободившаяся по амнистии.
— Вы — родня графини Трубецкой?
— Да. А вы?
— Я с ней сидела. Она просила передать.
Клава достала свёрнутый в трубочку лист. На обрывке мешковины угольком было написано:
"Леночка, милая. Передаю тебе не наследство, его отняли. Передаю главное — умение видеть невидимую корону. Достоинство нашего рода. Оно не в титулах, не в богатстве. Оно в умении оставаться человеком, когда тебя хотят превратить в животное. Храни и передай дальше."
Елена заплакала, а Клава сказала:
— Она ещё велела показать.
И показала, как увидеть невидимую корону. Свою и чужую.
С тех пор Елена видела в метро, в очередях, на работе, как над головами людей мерцали невидимые короны. У кого-то яркие, у кого-то тусклые, но были у всех.
Своих детей у Елены не было, но она учила чужих — студентов, которым читала лекции об искусстве.
— Достоинство, — говорила она, — это внутренний стержень культуры. Его можно пытаться сломать, но оно прорастёт снова. Как трава сквозь асфальт.
Студенты слушали вполуха. Но некоторые, единицы, понимали и начинали видеть.
Невидимые короны.
Над каждой головой.
Неуничтожимые.
Комментарии 17
Да, рассказы очень интересные, необыкновенные, доносят до людей смысл жизни.