В предыдущем посте я писал, что в 1624 год по переписи Михаила Кайсарова в погосте Зырянка была 2 двора пашенных крестьян Бояновых: Семена Моисеевича и Дементия Моисеевича.
Через 25 лет в переписи Елизарова в Зырянке оставались 2 двора пашенных крестьян Баяновых: Ивана Моисеевича и Тимофея Дементьевича.
Данные переписи населения погоста Зырянка 1678 г. составленные князем Бельским утрачены (пока не найдены). Но в таможенной книге Верхотурья 1673-1674 г. упоминается ямщик Тимошка Баян. Дорогу от Соликамска до Верхотурья обслуживали ямщики Верхотурского яма. Возможно, Тимошка Баян и есть тот самый Тимофей Дементьевич Баянов из Зырянки.
К 1711 году, согласно переписной книге отчин именитого человека Г.Д. Строганова составленной дьяком Сибирского приказа Алексем Никеевым в Зырянке Баяновых нет.
Чтобы понять когда и почему Баяновы покинули Зырянку приведу отрывок из книги Курочкина А.Е. "Строгановы в допетровскую эпоху.":
"... Когда появились первые соляные варницы на речке Зырянке, неизвестно. В писцовых книгах Ивана Яхонтова 1579 года о них ничего не упоминанается.
В 1623-1624 гг., во время составления писцовых книг Михаилом Кайсаровым, на Зырянке было две соляные варницы, и обе они принадлежали гостиной сотни торговому человеку Богдану Левашеву, который владел этим промыслом около восьми лет и в 1632 году продал его гостю Григорию Никитникову . Тот, купив эти две варницы, энергично принялся за расширение своего соляного промысла, и к 1639 году у него было уже 13 варниц.
По переписным книгам 1646-1647 гг. у Г.Л. Никитникова на речке Зырянке была слободка Веретея, где были один двор вотчинников, 45 крестьянских и 35 бобыльских дворов, с общим количеством населения в 223 души мужского пола. Соляных варниц в это время оставалось только 11.
Этим соляным промыслом Г.Л. Никитников владел до своей смерти в 1651 году. Незадолго до этого он составил завещание, по которому оставил все свое недвижимое имущество двум внукам - Б.А. Никитникову и Г.В. Булгакову. Однако наследники Г.Л. Никитникова недолго владели Зырянским промыслом. Во время чумы 1654 года в Москве оба его внука скончались, и все имущество перешло к их вдовам.
В январе 1659 года состоялся царский указ о том, чтобы соляной промысел гостя Г.Л. Никитникова, состоящий из 12 варниц, взять в казну как выморочное имущество, поскольку у основателя промысла не осталось прямых наследников. Варницы, принадлежавшие Г.Л. Никитникову, были присоединены к казенному Усть-Зырянскому промыслу, образованному из варниц, конфискованных в 1652 году у Пыскорского монастыря. С этого времени казенный промысел стал называться Зырянскими усольями. При этом продажа соли, вываренной в казенном Зырянском промысле, освобождалась от уплаты таможенных пошлин. Привилегированные условия, в которые был поставлен Зырянский казенный соляной промысел, содействовали его быстрому росту. Созданный в 1652 году в количестве пяти варниц, казенный промысел через семь лет имел уже 20 варниц при устье речки Зырянки. После присоединения к нему в 1659 г оду 12 варниц, ранее принадлежавших Г.Л. Никитникову, в его составе насчитывалось уже 32 варницы.
В 1668-1669 гг. казенные Зырянские усолья описывал дьяк Ларион Пашин. По его описным книгам, казенный соляной промысел в это время состоял из 36 действующих и трех пустых варниц, 13 труб с рассолом и 10 пустых, 12 соляных амбаров и 4-х хлебных. В 1678 г. две варницы и одна рассолоподъемная труба из казенного промысла были переданы Воскресенскому (Ново-Иерусалимскому) монастырю на Истре.
Еще в 1655 году, вскоре после смерти внуков Г.Л. Никитникова, их вдовы сделали вклад в Иверский монастырь - две соляные варницы в Зырянском промысле на поминовение душ своих родственников. Сами варницы при этом оставались во владении вкладчиц, которые обязались за себя и за своих наследников ежегодно передавать монастырю бесплатно по 20 тысяч пудов соли, вываренной в этих варницах.
После того, как по указу от 9 января 1659 года выморочное имущество наследников Г.Л. Никитникова было взято в казну, варницы, данные вкладом в Иверский монастырь, было решено передать патриарху Никону.
В апреле 1659 года промышленнику Зырянских усолий гостю Семену Задорину было дано распоряжение передать в распоряжение патриарха Никона две варницы из бывшего промысла гостя Г.Л. Никитникова. Однако по каким-то причинам царский указ не был выполнен и варницы не были переданы в патриаршее хозяйство. Воскресенскому патриаршему монастырю либо стали выдавать по 20 тысяч пудов соли в год с правом получать ее в Нижнем Новгороде, т. е. сохранялся старый порядок пользования варницами, как это было при наследниках Г.Л. Никитникова, либо вместо соли платили деньгами из казны по две тысячи рублей в год. Так продолжалось до ноября 1678 года, когда Воскресенскому монастырю была, наконец, выдана жалованная грамота на две соляные варницы в Соликамском уезде.
До 1697 года Зырянские промыслы находились в казенном управлении, пока Г.Д. Строганов не обратился к правительству с просьбой передать Зырянские усолья ему. Условия, предложенные Г.Д.Строгановым, были следующими:
1) казенные Зырянские промыслы передаются ему бесплатно при условии бесплатной поставки в казну ежегодно по 100 тысяч пудов соли;
2) соль, поставляемая в казну, освобождалась от таможенной пошлины;
3) соль, вываренную сверх 100 тысяч пудов (ее максимальное количество было определено в 550 тысяч пудов), Г.Д.Строганов имел право продавать где угодно, но с этой продажи он должен был ежегодно платить таможенную пошлину в сумме 11 тысяч рублей; 4) за дрова, уже заготовленные на промысле, за прочие запасенные припасы, а также за соль прежней выварки, еще не проданную, Г.Д.Строганов обязался уплатить 28,2 тысячи руб.
В мае 1697 года Зырянские усолья были переданы на этих условиях во владение, точнее - в арендное содержание, Г.Д.Строганову. Для описания и передачи промыслов из Москвы были посланы подьячие приказа Большой казны Никифор Зыков и Семен Бурлаков. По книгам, составленным ими, на момент передачи в Зырянских усольях было 40 варниц, 21 соляная труба, 26 соляных амбаров, 302 крестьянских и бобыльских двора и 105 изб."
Т.о. Зырянский погост составил в 1660 году как бы особый казенный солеваренный округ и по управлению обособился с своими 6 деревнями и 3 починками, образовав так называемый в актах ХѴІІ века «Великого Государя соляной варничной промысел». На этом основании князь Бельский в 1678 году не включил его в общую переписную книгу Усольского уезда, вероятно, составив для него особую книгу.
Возможно, именно с переходом погоста в собственность государства связан уход части крестьянских семей из Зырянки, а возможно уже государство распоряжалось судьбами крестьян - кого-то отправили в ямщики в Верхотурье, кого-то в Томск на освоение новых земель и далее в Иркутск.
Версия очень привлекательная и временные рамки соответствуют.
1711 г. -Верхотурье: три семьи ямщиков Баяновых один из них -Иван Тимофеевич (возможно сын Тимофея Дементьевича - возраст в источнике где взята информация не указан, только возраст жены Агафьи-57 лет (1654 г.р.))
1710 г. деревня Веснина Томского уезда три двора пашенных крестьян Баяновых (деревня Веснина основана в 1659 г.). В последствии потомки Баяновых из деревни Веснина переселились в село Зеледеево (сейчас Кемеровская область).
1684 г. в описи Кудинской слободы Иркутского уезда значится целовальник Василий Баянов. В Кудинской слободе у Василия Баянова хранился хлеб для служилых людей боярского сына, воеводы Ивана Максимовича Перфирьева. Для сведения первая жена Максима Перфирьева из Верхотурья. ЦЕЛОВАЛЬНИК, выборная должность в России в к. XV-XVIII вв. Вступая в должность, целовальник давал присягу, целовал крест (отсюда происходит название “целовальник”).
Вероятно, Иркутские Баяновы (села Куда, Тугутуй, Харат) потомки Василия Баянова. За некоторым исключением, при крещении инородцев (бурят) им давались фамилии крестных отцов. (в данном случае ДНК генеалогия нам в помощь: Y- хромосома передается от отца к сыну в неизменном виде).
Я потомок Иркутской ветки Баяновых. По метрическим книгам Иркутского архива удалось установить документальное родство по фамильной ветке до 1723 года. (метрические книги в Иркутском архиве самые ранние по интересующим населенным пунктам с 1773 года). 1723 год удалось установить из записи о смерти где указывался возраст.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев