Вопрос о смысле и значении генеалогий Иисуса Христа, содержащихся в Евангелиях от Матфея и Луки, обсуждался еще с первых веков Христианства. Среди писателей Древней Церкви, так или иначе, следует назвать Юлия Африканского, Оригена,[1] свт. Епифания Кипрского,[2] свт. Иоанна Златоуста,[3] прп. Иоанна Дамаскина,[4] блж. Феофилакта, архиепископа Болгарского[5] и др.
В русской богословской литературе также можно встретить историко-экзегетические исследования родословия Господа. Так, в XVIII в. свт. Димитрий Ростовский в «Четьях Минеях» указывает происхождение Иосифа Обручника, анализируя родословия у Матфея и Луки.[6] В XIX–XX вв. оценка генеалогических таблиц Евангелий производилась в основном в курсах по общей библейской и евангельской истории[7], а также в руководствах по чтению Священного Писания[8]. Однако с середины позапрошлого века в печати стали появляться исследования, полностью посвященные генеалогии Иисуса Христа.[9]
Причиной такого большого количества работ по этому вопросу является то, что в евангельских родословиях есть много различий от ветхозаветных, вместе с тем они различаются и между собой. Эти расхождения послужили поводом к отрицанию подлинности евангельских генеалогических таблиц некоторыми критиками.
О евангелиях Матфея и Луки
Оба евангелиста, повествующие о Рождестве Христовом, — Матфей не менее определенно, чем Лука, — говорят, что Христос был зачат безмужно (Мф. I, 18-25, Лк. I, 26-38). Но, по закону, Его отец был Иосиф. Это вытекает из институтов иудейского брачного права, в силу которых потомство обручницы считалось законным потомством того, кому была обручена мать. Это с неизбежностью следует и из тех двух родословий, которые даны в Евангелии (Мф. I, 1-17, Лк. III. 23-38). Между родословиями наблюдаются очень существенные расхождения, которые до сих пор еще не получили и, очень вероятно, никогда не получат своего объяснения, хотя и не представляли, надо думать, никакой трудности для второго христианского поколения, которое не поколебалось принять оба Евангелия – с разногласящими родословиями – в священный канон Писания. Не подлежит сомнению одно: вопреки очень распространенному мнению, которое видит в одном родословии родословие Иосифа, а в другом – родословие Марии, — и то и другое родословие есть родословие Иосифа. Тайна бессемянного зачатия современникам не была известна. Для современников Христовых отец Иисуса был Иосиф. Семейная среда Иисуса была среда Иосифа. Его род был род Иосифов. Иосиф был Давидид. К какому колену принадлежала Пресвятая Дева, мы не знаем. Распространенное мнение, что и Она принадлежала к роду Давидову, основано на представлении, будто благочестивый Иудей должен был брать себе жену из своего же рода. Обручница Давидида Иосифа должна была, таким образом, и по своему происхождению принадлежать к роду Давидову. Это представление в Евангелии подтверждения не находит. Мария была родственница Елисаветы (Лк. I, 36). Елисавета принадлежала к роду Ааронову (Лк. I, 5), иначе говоря, происходила из колена Левиина. Мария, обручница Давидида Иосифа и родственница Елисаветы из рода Ааронова, является живым опровержением вышеуказанного привычного представления. Происхождение Пресвятой Девы остается под вопросом. Оно и не имеет исторического значения. Значение имеет происхождение Иосифа. Как «сын» Иосифа, Господь происходил из царского рода Давидова.[10]
Древние писатели, сравнив общий характер и в частности начала Евангелий Матфея и Иоанна, называли первое Евангелием – телесным, раскрывающим преимущественно мессианско-человеческую сторону лица Спасителя, – а второе – духовным, раскрывая более божественную или богочеловеческую сторону лица Иисуса Христа. «Евангелие духовное начинается духовной же, или божественной генеалогией Спасителя; в начале Евангелия телесного стоит плотское, или человеческое, родословие Христа».[11]
«Приготовление человечества к принятию Искупителя совершилось, как известно, двумя параллельными путями: в иудействе – путем положительным, чрез непосредственные божественные откровения (Рим. 9:4), а у язычников – отрицательным, который привел их к сознанию духовной беспомощности человека и к исканию высшей помощи от Бога, пока не ощутят Его и не найдут, хотя Он и не далеко от каждого из нас (Деян.17,27)».[12] Применительно к этому, можно сказать, написаны и Евангелия.
ОКОНЧАНИЕ читайте тут: https://missioner-tver.ru/2021/09/18/родословия-иисуса-христа-по-евангели/ Иерей Максим Мищенко
Редакция интернет-портала «Миссия сегодня» https://missioner-tver.ru/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев