Наиболее древним помощником и верным другом башкир в их нелёгкой кочевой жизни стала лошадь особой породы - башкирская лошадь. По внешнему виду она резко отличается от других пород лошадей: низкоросла, коренаста, но стройна и красива, саврасой масти (шерсть песчано-жёлтого цвета), по спине проходит, как ремень, тёмная полоса. Ноги ниже колен чёрные, грива и хвост - тоже чёрные. К зиме лошадь обрастает длинной и густой шерстью. Весной линяет: зимняя шерсть выпадает и заменяется короткой летней. Башкирская лошадь отличается и своим поведением. Она очень вынослива, переносит суровую зиму с трескучими морозами и знойное лето с сухими ветрами. Хорошо бегает по степным просторам и ловко карабкается с седоком по каменистым горам. Она неприхотлива, не требует от человека ухода. Охотно ест как сочную траву на лугах, так и жёсткий степной ковыль, перетирая его прочными коренными зубами. Башкиры летом обычно ездили на жеребцах. И когда путь был недалек, приехав в гости, отпускали жеребца, а он возвращается домой к своему косяку. Хозяин дает гостю также жеребца. Гость, вернувшись, отпускает его на волю, тот тоже возвращается к своему косяку. По башкирскому национальному обычаю высокого гостя встречают у ворот, помогают слезть с коня, взяв последнего за поводья. У башкир существовало поверье о том, что пот лошади и пена помогают при многих недугах, оберегают от змеев, от сглаза и от прочих злых сил. Удар плетки, пропитанной конским потом, считался смертельной для змей. Конский глаз никакое волшебство очаровать не может. В каждом табуне лошадей или стаде коров имелось одно животное, в котором заключалось благополучие, плодовитость всего табуна или стада. Легенда "Аласабыр" повествует именно об этом. Все богатство бедняка Зулькарная составлял скакун Аласабыр. Равного этому коню не было. Казахский бай дал Зулькарнаю за Аласабыра целый табун лошадей в придачу отару овец. Разбогател бедняк. Думал, выгодный обмен состоялся. Иного же мнения были старики-прорицатели: "Аласабыр был душой и красой лошадей. Долина Агидели не смогла уберечь ту красу. Теперь наша краса ушла от нас невесть куда в сухие бескрайние степи. Вместе с Аласабыром ушел кот (душа и краса) лошадей". Оказывается, если в погоне за скотом один раз упустишь лошадиный кот, то он никогда уже не возвратится вновь. В легенде "Ерэнсэ-сэсэн" рассказывается о том, как Ерэнсэ попал в плен к казахам. Вскоре выяснилось, что он обладает даром ясновидения. Хозяин попросил его найти в косяке лошадей жеребенка, который может стать тулпаром. Оказалось, что в табуне хозяина такового нет, но есть у соседа-бая неказистый жеребенок, который станет отменным тулпаром. Выкупили этого жеребца. Прошло два года и жеребенок превратился в завидного стригунка. Во время скачок Ерэнсэ вскочил на него и поскакал на нем в родные края. Пустились за ним в погоню, но не угнаться было за истинным тулпаром. Акбузат - мифический крылатый конь белой масти, имеющий синеватый или голубоватый отлив, оттенок. Везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. В якутском мифе змей насмешливо приглашает героя сесть "на посмертного коня". Он садится на чисто белого коня, "имеющего с середины спины, подобно птице, серебряные крылья". В Апокалипсисе смерть сидит верхом на "бледном коне". По древним верованиям и суевериям башкир, крылья мифического летящего тулпара никто не должен видеть, ибо конь может погибнуть от сглаза. Обычно тулпар расплавлял крылья в темноте, поэтому башкиры при приближении ночью к табуну давали голосом знать о себе. В сказаниях и сказках башкир и других народов герой, расставаясь на время с чудесным конем-тулпаром, обычно выдергивает три волоса из его хвоста или гривы (по совету самого коня). Чтобы вызвать к себе тулпара, герой подпаливает волосы и конь тут же предстает перед ним. Этот мотив связан с древними тотемическими представлениями о родстве человека и животного. У древних башкир бытовало поверье о том, что волосы, взятые у животного, магически обеспечивают власть над ним. Поэтому, продавая скот, обязательно выдергивали пучок волоса, дабы сохранить кот - благополучие оставшегося у хозяина скота.
#БашкортАты
Нет комментариев