Экономисты — люди не без юмора. Иначе чем объяснить появление бургерономики, индекса губной помады и установлением зависимости между частотой покупки мужских трусов и ухудшением состояния национальной экономики? Эти индикаторы лишь на первый взгляд странные, прогнозы на их основе сбываются не реже, чем те, что базируются на фундаментальных показателях. Рассмотрим подробнее 5 самых популярных индикаторов.
1. Индекс Бигмака с 1986 года используют для оценки стоимости валюты с помощью бургера из сети ресторанов McDonald's. Его называют наглядным упрощенным примером закона паритета покупательной способности. Судя по значению этого индекса на январь 2022 года, рубль был недооценен по отношению к доллару на 70%. При этом инфляция по индексу бигмака за шесть лет — 18,4%, что гораздо ниже показателя официальной инфляции за указанный период, который составил 33,3%.
2. Индекс длины юбок ввел в 1926 году профессор Уортонской школы университета Пенсильвании Джордж Тейлор. Он заметил, что в периоды экономических застоев женщины перестают носить короткие юбки, в отличие от времен, когда экономика развивается и идет на подъем. Какая связь? Как считал профессор, чем лучше обстоят дела в экономике, тем более дорогие чулки могут покупать и демонстрировать в обществе женщины. Соответственно, в моменты кризиса, не имея возможности купить красивые чулки, женщины вынуждены прятать ноги за длинными подолами.
3. Индекс губной помады предложил глава косметической корпорации Estеe Lauder в 2001 году. Суть индекса в том, что в кризис женщины отказываются от дорогостоящих средств ухода за собой и одежды и заменяют их недорогими «маленькими радостями».
4. Индекс мужских трусов в 1970-е годы поддерживал председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен. Как мужчина, он особенно доверял этому индексу и считал, что в плохие времена мужчины меньше покупают себе трусов – потому что всё равно никто, кроме них, не видит, что трусы обтрепались или на них появилась дырка. В плохое время мужчина будет донашивать трусы до последнего.
5. Индекс химчисток — еще один из тех, что поддерживал Алан Гриспен. Считается, что люди реже пользуются химчисткой в кризисные годы из-за нехватки денег.
Все эти индикаторы, конечно, интересны и можно найти много других примеров. Есть Индекс аспирина, который связывает котировки ценных бумаг с производством одного из самых популярных лекарств в мире: когда рынок “здоров”, у людей не болит голова; и наоборот, если у людей финансовые трудности, продажи препарата растут. А в 2009 году один из журналистов придумал Индекс симпатичной официантки, который предвещает спад экономики. В трудные времена работу найти сложнее, и красивые официанты получают преимущество при трудоустройстве: они помогают заведениям поднять выручку.
Но если речь идет о том, как заметить приближение кризиса в конкретной компании, то лучше обратить внимание на другие, более четкие и обоснованные индикаторы. Их всего 3:
1. Падение прибыли — это тревожный симптом, с причинами которого надо разбираться. В самом общем виде прибыль формируется как разность между доходами и расходами. Но для принятия эффективных управленческих решений такого подхода недостаточно, поэтому используем более детализированную формулу с делением расходов на переменные и постоянные, а доходов — на средний чек и количество продаж.
2. Дефицит денежных средств ощущается сразу, причем он может проявляться не только при падении выручки, но и при неэффективном управлении запасами и отсутствии контроля за дебиторской задолженностью. Кроме того, на эти проблемы накладывается необходимость погашать долги перед поставщиками, персоналом, государством, банками. В результате сокращаются инвестиции, падают объемы производства.
3. Соотношение собственного и заемного капитала и стоимость капитала — в кризис возможности привлечения ограничены, поскольку процентные ставки растут пропорционально росту рисков. В результате — стагнация, падение объемов производства, остановка инвестиционных программ.
Подробно о том, как провести диагностику и какие меры предпринимать, если вы заметили симптомы кризиса в бизнеса, можно прочитать в статье блога
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев