Резчики монетных дворов работавшие в 1705 – 1711 гг.
Первый из известных контрактов на работу в качестве резного дела мастера заключается в 1705 году с саксонцем Готфридом Гауптом (Богданом Гоубтом). Его знак Н встречается на очень редких полтинах и полуполтинниках 1705 года и рублях 1707 года. Кем выполнены портреты на более распространенных монетах этих лет, художественно нисколько не уступающие гауптовским работам, остается под вопросом. Последние сведения о Гаупте известны из докладов Сенату за 1712 год. В одном из них, после перечисления иностранных мастеров, включая резчиков - Соломона Гвейна и Богдана Гобта, говорится, что "по сказке резного дела мастера Федора Алексеева резного всего дела без вышеписанных иноземцев управитъ ему невозможно".
В 1707 году заключается контракт со вторым резчиком-иностранцем, о котором уже говорилось ранее - Соломоном Гуэном (Гвейном). Теперь он становится постоянным сотрудником монетного двора. Знаком Гуэна G помечены три рублевых штемпеля 1712 года, штемпель полуполтинника 1713 года, червонных 1710-13 годов и тинфа 1707 года. Три полтинных штемпеля 1712 года, хотя и не имеют знака гравера, несомненно, вырезаны тем же мастером. При полном портретном сходстве, рублевые и полтинные штемпели не имеют признаков применения маточника и, вероятно, полностью вырезаны вручную.
Из уже упомянутых приговоров Сената за 1712 год, в числе помощников Алексеева известны ученики Гуэна - Осип Калашников и Иван Зубков. Судя по тому, что им полагаются только "кормовые" деньги, в работе по изготовлению штемпелей они пока еще участия не принимают (буква 3 известна на одном из штемпелей червонного 1714 года).
Федор Яковлевич Медынцев был принят на Кадашевский двор в 1707 году учеником к Готфриду Гаупту. В челобитной 1710 года он рассказывает о самостоятельной работе по резьбе штемпелей монет и медалей (в 1707 году им были представлены два рублевых и один полтинный штемпели, по поводу которых Гаупт заявил, что и персона и герб вырезаны изрядно, но до совершенного мастерства не доходят). В справке Сенату за 1712 год указано его жалование - 25 рублей в год. Знак М мы находим на одном из вариантов полтин 1718 года Красного двора, а ФМ - на медали в память коронации Екатерины. В 1723 году Медынцев вместе с другими мастерами направляется для организации монетного дела в Петербург. К этому времени он уже резного штемпельного дела мастер с окладом 70 рублей. С сентября 1725 года оклад повышается до 120 рублей.
Осип Анисимович Калашников начал свое обучение у Соломона Гуэна на Кадашевском дворе в 1709 году. В 1711-1712 годах он получает только "кормовые" - 14 рублей 20 алтын (8 денег в день). В 1724 году, после отправки части работников в Петербург, Калашников остается единственным на Красном дворе резного штемпельного дела мастером с окладом 70 рублей. С сентября 1725 года его оклад повышается до 84 рублей. Интересные подробности судьбы резчика после 1727 года, о которых будем говорить дальше, известны из его челобитной от апреля 1741 года и интерпретированы в работах Е.С.Щукиной.
До 1711 года, когда все монетное дело было передано в ведение Сената, для медного отделения Кадашевского двора приказа Морского флота "делали чеканы монетного серебряного дела кузнецы, а вырезывал того ж двора резчик" (доклад Сенату от 18 января 1712 года). На Набережном дворе приказа Большой казны штемпели готовили собственные резчики. В сенатском приговоре от 15 ноября 1711 года перечислены их имена - Василий Кононов, Петр Григорьев и Иван Андреев, с окладами по 50 рублей в год каждому. В посланной в Берг-коллегию выписке за январь 1725 года в числе служащих монетных дворов, ранее работавших в ведомстве Прозоровского, числятся те же Петр Григорьев (работает с 1706 года, оклад 50 рублей) и Иван Андреев (работает с 1707 года, оклад 50 рублей), дополнительно к ним Антон Григорьев (работает с 1707 года, оклад 50 рублей) и ученик Андриян Иванов (работает с 1707 года, оклад 18 рублей), но отсутствует Василий Кононов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев