Еще через несколько часов к месту трагедии прибыл спасательный буксир «Николай Чикер». Спущенный с него дистанционно управляемый аппарат и дал первую картину произошедшего. На сделанных подводной камерой снимках был виден не только сам разбитый АПРК, но и 22-метровый след, вспаханный его винтами в глинистом дне. Снимки дали и еще одно важное свидетельство: перископ «Курска» был поднят, а значит, корабль получил фатальные повреждения,находясь на глубине меньше 20 метров.
Российские власти засекретили большинство отчетов,сделанных экипажами спасательных аппаратов. Однако некоторые из донесений все же просочились в открытый доступ. В 2013 году блог MilitaryRussia опубликовал выдержку из доклада глубоководного аппарата АС-15, спускавшегося к «Курску» 15 августа.
«Обнаружил ПЛ К-141. Подводная лодка лежит на курсе 285 градусов, дифферент — 0 градусов, крен 5-10 градусов на правый борт. Кормовые отсеки за рубкой целые. В носу разорван легкий корпус. Из корпуса сверху торчат трубопроводы. Рядом с ПЛ на грунте рассыпан балласт и баллоны ВВД. В районе носа кратковременно травился воздух. Признаков жизни нет. Никаких сигналов не обнаружено. Видимость 3 метра. Сильное придонное течение 1,2-1,4 узла. Общий объём повреждений корпуса в носу 20-30 % от общей площади верхней полусферы», – говорилось в отчете подводников.
В понедельник экипажу «Рудницкого» удалось починить АС-34. Аппарат вновь ушел к «Курску», но на глубине у него разрядились батареи, и ему вновь пришлось подниматься.
Спасательную операцию до предела осложнила, а по факту – отменила ухудшившаяся погода. Сильный ветер разогнал волны так, что их высота превысила 3,5 метра. Придонное течение мешало работать автономным аппаратам, а сильная качка не давала использовать спускаемые. Несмотря на это, спасатели делали все, что было в их силах, чтобы добраться до моряков «Курска», еще недавно просивших спасти их души.
«Рудницкий» дважды пытался опустить водолазный колокол, и оба раза неудачно. При очередной попытке задействовать многострадальный АС-34 батискаф сильно ударился о борт корабля и был поврежден. Причина бед крылась в том, что спасательное судно не было оборудовано стабилизаторами качки.
О том, в каких условиях работали спасатели, красноречиво говорит тот факт, что в среду, 15 августа они решили «каннибализировать» АС-32, сняв с него детали, необходимые для ремонта АС-34. Штатного ЗИПа на корабле не было, а идти на базу и ремонтироваться там не позволяла ситуация.
Примечательно, что позднее, оправдываясь, за нежелание пускать к аварийному ракетоносцу британских и норвежских водолазов, руководство Северного флота утверждало, что погодные условия не позволяли проводить спасательные работы, на что западные специалисты парировали, что для их техники эти условия были вполне приемлемыми
И хоть официальные лица заявляли, что у запертых на дне подводников остается кислорода еще на десять дней, шансы спасти моряков таяли с каждым часом шторма и каждой неудачной попыткой пристыковаться к аварийному люку.
Лабиринт версий
Официальная гипотеза, рожденная совместными усилиями военного ведомства и тогдашнего генпрокурора РФ Владимира Устинова, гласит, что причиной первого взрыва стала утечка крайне нестабильного, пожаро- и взрывоопасного вещества – пероксида водорода, использовавшегося в качестве топлива для торпед 65-76А «Кит». Этот взрыв разрушил торпедный аппарат, убил команду носового отсека и, что самое главное – привел к детонации других торпед, хранившихся в отсеке. Второй взрыв, мощность которого была эквивалентна взрыву трех тонн тротила, разрушил последующие отсеки, после чего неуправляемая лодка опустилась на грунт, атомные реакторы заглушились в автоматическом режиме, а 23 выживших подводника собрались в девятом отсеке.
Версия эта была озвучена далеко не первой и, что важнее всего – после двух лет расследования, проводившегося в глубокой тайне и сопровождавшегося жестким давлением на журналистов. На восприятие официального отчета, без сомнения, повлиял и поток лжи, обрушенный флотским командованием на общественность в первые дни и недели трагедии.
Так, утром 14 августа, уже зная, что на «Курске» серьезная авария, главком Северного флота заявил прессе, что учения прошли удачно и имели «оглушительный успех». Первое официальное сообщение военного ведомства, сообщавшее о «технических трудностях» на ракетоносце, тоже было пропитано ложью. В частности, говорилось, что подводный крейсер лег на дно, и что на его борту нет ядерного оружия. Однако и российские, и американские подводники тут же заметили, что атомные субмарины не ложатся на грунт, и более того – корабли такого класса никогда не выходят в море без штатного оружия, в том числе и ядерного
Степень разложения флотского руководства наглядно продемонстрировала и еще одна ситуация: «Курск», как и другие атомные подлодки, имел два сменных экипажа. В первые дни трагедии было неизвестно, какой из них вышел в поход. Руководство флота наотрез отказывалось сообщать даже эту информацию. Внести ясность удалось журналистам «КП», которые за 18 тысяч рублей купили полные списки экипажа у одного из штабных деятелей.
Неудивительно, что с самого начала трагедии стали рождаться самые разные версии, альтернативные официальной. Так,вице-адмирал Валерий Рязанцев, принимавший участие в работе правительственной комиссии, полагал, что причиной первого взрыва стала ошибка матросов, заправивших торпеду необезжиренным воздухом высокого давления. Контакт микроскопических капель масла с пероксидом водорода запустил взрывное разложение вещества. Другой предпосылкой катастрофы, по мнению Рязанцева, стало то, что экипаж не закрыл захлопки системы общесудовой вентиляции, из-за чего взрывная волна разорвавшейся торпеды прошла по воздушным трубам во второй отсек, где располагается рубка управления. Находившиеся там офицеры получили тяжелейшие контузии и были мгновенно выведены из строя. Неуправляемый корабль на полном ходу врезался в грунт, смяв носовой отсек. Его разрушение и спровоцировало второй взрыв, убивший ракетоносец.
Принципиально другую картину представлял технический эксперт Юрий Антипов. Он обратил внимание на круглую пробоину в обшивке легкого корпуса на правом борту корабля, между первым и вторым отсеками. По его мнению, это был след от ракето-торпеды «Шквал», которая была выпущена самим «Курском», но отрикошетила от мишени или неустановленного тела и попала в субмарину. Сильной стороной этой гипотезы является то, что она объясняет, почему в последние минуты жизни «Курск» экстренно погружался
Дело в том, что ракето-торпеды «Шквал» движутся под водой в газовом пузыре, создаваемом их реактивным двигателем. За счет этого они развивают сумасшедшую для подводного аппарата скорость – 300 км/ч. Однако при этом «Шквал» не может двигаться на глубине более 30 метров. Зная, что на него движется неуправляемая подводная пуля весом почти в три тонны, капитан «Курска» Геннадий Лячин мог отдать приказ на экстренное погружение, хотя при любом другом ЧП экипаж, очевидно, попытался бы, наоборот,продуть цистерны и всплыть.
Доказательств того, что «Курск» уходил от атаки, вполне достаточно. Это и оставшиеся открытыми створки ходового мостика, на котором был поднят перископ, и рули высоты, поставленные в положение «максимальное погружение», и погнутые от удара о грунт гребные винты, очевидно, встретившие дно на максимальных оборотах.
Однако у предположения Антипова есть одно слабое место. Снимки отверстия показывают, что предмет, оставивший его, шел не встречным, а догоняющим курсом. Это значит, что «Шквал» должен был отрикошетить от неизвестного объекта, пройти мимо «Курска», снова развернуться и догнать его под небольшим углом сзади. Слишком сложная траектория, чтобы быть возможной. Однако пробоина в борту, действительно, может многое объяснить в трагедии ракетоносца.
Высказывались и совсем маловероятные предположения: о столкновении с миной времен Великой Отечественной, попадании ракеты, выпущенной с другого российского корабля, и даже об атаке террориста-смертника, пробравшегося на борт атомохода.
«Толедо» и «Мемфис» против «Курска»
Самой сильной из неофициальных версий является предположение об уничтожении «Курска» совместными действиями двух американских АПЛ типа «Лос-Анджелес». Сами американцы определяют их как hunterkiller, то есть «охотник-убийца». Основные задачи подлодок такого типа – уничтожение других субмарин, атаки на группы надводных кораблей, высадка диверсионных групп и проведение спецопераций в водах противника.
В годы холодной войны Советский Союз сделал ставку на создание «убийц авианосцев», самыми совершенными из которых и стали АПРК класса «Антей». Американцы ответили созданием подводных ниндзя, заточенных на охоту за советскими многоцелевыми субмаринами. Отличительная особенность «Лос-Анджелесов» – исключительная малошумность, крайне затрудняющая их обнаружение акустическими средствами.
Достоверно известно, что в районе учений Северного флота присутствовали две лодки этого типа: «Мемфис» и «Толедо». Также за учениями наблюдали британская АПЛ Splendid («Великолепный») и несколько надводных кораблей НАТО. Однако, если британцы держались поодаль, то американские субмарины очень плотно пасли «Курск»
Согласно гипотезе, высказанной авторами французского документального фильма «Курск». Подводная лодка в мутной воде»), «Толедо» имел задание вплотную следовать за «Курском» и мешать ему маневрировать.«Мемфис» же должен был оставаться в стороне, прикрывая действия товарища.
Однако «Курск» тоже не был «ревущей коровой», и американцам также пришлось туго в попытках определить его маневры и положение. В результате такой игры в кошки-мышки «Толедо» в какой-то момент оказался перед «Курском». Дальше могло произойти одно из двух: российский крейсер выстрелил и попал учебным «Шквалом» в американца, или же лодки столкнулись. Гидроакустики «Мемфиса» слышали, как «Курск» открыл крышки торпедных аппаратов, и слышали звук инцидента, каким бы он ни был. Опасаясь, что российский крейсер добьет сослуживцев,командир субмарины произвел боевой выстрел по нашему крейсеру.
Ряд специалистов утверждают, что отверстие в борту «Курска» – прямое и непосредственное доказательство применения против него американской торпеды МК-48
Это особенная торпеда, созданная специально для уничтожения советских подлодок. У нее есть две характерных особенности: во-первых, бортовой компьютер торпеды нацеливает ее так, чтобы она била встык первого и второго отсеков, одновременно поражая склад торпед и командный центр. Во-вторых, для пробития силового корпуса используется стержень из обедненного урана. Взрывчатка в торпеде служит не для разрушения обшивки цели, а чтобы разогнать урановое копье до околозвуковой скорости. В результате МК-48 не производит больших разрушений на поверхности, но наносит жертве очень глубокие проникающие ранения. Именно этот след и запечатлели камеры журналистов на скуле нашего ракетоносца.
Китайский подтекст
Но зачем американцам понадобилось действовать столь агрессивно? Ведь на дворе был 2000-й год, отношения США и РФ еще полны радужных иллюзий. Холодная война закончилась, и Москва 10 лет соглашалась с тем, что Вашингтон победил.
Вероятно, все дело в желании РФ продать ракето-торпеду «Шквал» Китаю и нежелании делиться ею с США. Долгое время это оружие оставалось столь секретным, что ускользнуло от внимания американской разведки. О существовании «Шквалов» американцам сообщили в 1995 году наши официальные лица, в рамках программы по обмену информацией о перспективных и передовых образцах вооружений
Изначально в Вашингтоне посчитали, что русские блефуют, но, получив доказательства реальности ракето-торпеды – захотели познакомиться с нею поближе. Купить изделие официально не вышло; тогда американцы решили украсть чертежи. Однако ФСБ арестовала агента американской разведки Эдмонда Поупа, который курировал эту операцию и вышел на контакт с создателями «Шквала».
«Э. Поуп до середины 90-х годов являлся кадровым сотрудником военно-технической разведки ВМС США, по долгу службы занимался сбором и анализом передовых разработок в области создания оружия морского базирования, участвовал в размещении заказов на их проектирование в научных центрах и университетских лабораториях. Выйдя в отставку, Поуп регулярно приезжал в Россию как представитель Пенсильванского университета, а в дальнейшем – как руководитель малоизвестной частной фирмы TechSourceMarineGroupLtd. В этом качестве американец посещал научно-исследовательские институты в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других российских городах, где проводятся работы, связанные с технологиями создания скоростных подводных и надводных объектов.
Предметом пристального внимания гражданина США стала скоростная подводная ракета, разработанная в результате совместной кооперации ряда оборонных предприятий России и поставленная на вооружение отечественных военно-морских сил. Выпускаемая с подводной лодки, ракета может развивать под водой скорость более 100 м/сек. По оценкам экспертов, данное оружие на сегодняшний день является самым эффективным в так называемой «лодочной дуэли», и даже легкие катера при оснащении им в состоянии уничтожить современный боевой корабль. Ряд зарубежных научных центров, в том числе Научно-исследовательская лаборатория ВМС США, Лаборатория прикладных исследований Пенсильванского университета, на протяжении многих лет пытаются создать аналогичное оружие, но до настоящего времени не смогли добиться значимых результатов», – говорилось в официальном сообщении, опубликованном ФСБ в связи с арестом американского гражданина.
Россия впервые посмела поднять руку на сотрудника американской разведки и впервые же решилась сохранить в тайне технологическое наследие СССР. Очевидно, что в Вашингтоне были в ярости от такой наглости. И, не исключено, что решили проучить Москву за строптивость. Более того, многие иностранные источники утверждали, что российское руководство в пику американцам решило продать «Шквал» китайцам. Учения в Баренцевом море были своеобразными смотринами, на которые прибыли и китайские адмиралы. Именно в их компании адмирал Попов улетел с крейсера «Петр Великий», после того, как стало понятно, что «Курск» не выполнил учебный выстрел.
Родине нужны мертвецы
Версия с американской атакой очень хорошо объясняет и то, почему «Курск» выполнял экстренное погружение: акустики крейсера должны были услышать пуск американской торпеды, но ни повернуться, ни ответить «Мемфису» наш ракетоносец уже не успевал.
Эта же гипотеза объясняет и ряд событий, последовавших за крушением. Например, то, почему Москва так долго отказывалась от иностранной помощи. Советский флот никогда не имел сильной службы спасения, а в лихие девяностые разграбили и растащили и то, что было
В первые же дни после аварии 11 стран НАТО предложили России содействие в спасении моряков. Дальше всех пошла Великобритания: она в первый же день отправила в Россию самолет, на борту которого находился подводный аппарат LR-5 – небольшой высокотехнологичный батискаф, специально созданный для спасения экипажей поврежденных субмарин. Москва в ответ запретила самолету входить в российское воздушное пространство. Британцы не успокоились и посадили самолет в Норвегии, погрузили LR-5 на борт норвежского судна NormandPioneer и по морю отправили к месту трагедии. Возможно, Лондон, в силу каких-то своих соображений, очень хотел, чтобы мир узнал правду о разыгравшейся в Баренцевом море трагедии.
Об американских субмаринах сообщал и другой высокопоставленный источник –норвежский вице-адмирал Эйнар Скорген, занимавший в то время должность командующего военно-морскими силами в северной Норвегии, а позже руководивший норвежскими силами, участвовавшими в спасательной операции.
«Два противолодочных самолета приблизились к нашим берегам. Очень близко к нашим границам. И начали искать лодку. Я позвонил Попову, и спросил: что вы делаете? Он мне ответил: мы ищем подводную лодку, которая движется вдоль вашего берега. Скорее всего,американскую, и поврежденную», – рассказал Скорген на камеру французским документалистам
Также американские источники утверждают, что советник президента США по вопросам нацбезопасности Сэнди Бержер и министр обороны Уильям Коэн были проинформированы о затоплении «Курска» до того, как о гибели крейсера узнали в Кремле. Откуда такая оперативность? Ведь сколько бы ни было американской агентуры в ельцинском госаппарате, передать информацию, распространение которой придерживал сам министр обороны РФ, за океан быстрее, чем в Сочи (а именно там находился тогда президент Владимир Путин) – это очень сложно. Скорее, Вашингтон получил отчет от непосредственных участников операции и заранее знал, к чему готовиться.
Еще одним косвенным свидетельством боевого контакта может служить появление «Мемфиса» в норвежской военно-морской базе Хоконсверн, где американская субмарина встала на ремонт. Спутниковые снимки якобы поврежденного американца опубликовала газета «Версия», после чего в редакцию с обыском пришли сотрудники ФСБ. Впрочем, есть предположение, что «Мемфис» лишь изображал больного пациента, отвлекая внимание мировых СМИ, а заодно и российской разведки от по-настоящему помятого, а может быть, и подстреленного «Толедо», который на малом ходу пересек Атлантику и встал на ремонт в Штатах.
Показательный момент произошел на пресс-конференции 22 сентября 2000 года в Токио. Министр обороны США Уильям Коэн ответил категорическим отказом на предложение американских журналистов показать русским «Толедо» и «Мемфис», развеяв тем самым все подозрения о возможном столкновении. Коэн заявил, что в этом нет никакой нужды.
Нет комментариев