Агрогородок Бабиничи. История школы. Гарченок Александр Михайлович.
С 1980 года по 2008 год директором Бабиничской средней школы работал Гарченок Александр Михайлович, прекрасный педагог, отличный историк, умелый организатор педагогического коллектива. Получилось так, что он и Крюковский Владимир Денисович заканчивали одну и ту же школу №1 в г. Сенно. Правда, с разницей в сорок лет. Одной и той же школой пришлось им и руководить. Счастливое совпадение! Школе повезло на директоров, а директорам – на школу.
Александр Михайлович Гарченок родился 23 мая 1947 года в поселке Юратишки Гродненской области. Отец - Михаил Иванович Гарченок, уроженец Сенненского района, в годы Великой Отечественной войны воевал в партизанском отряде, который был переброшен из Витебской области в Гродненскую. После окончания войны остался в тех местах, женился на местной жительнице - Марии Викторовне и семья какое-то время проживала там. Затем вернулись на родину отца в Сенненский район и в школу Александр Михайлович пошел в деревне Опечки Белицкого сельсовета Сенненского района. Затем учился в Буйской 7 - летней школе, а 8-10 классы заканчивал уже в Сенненской средней школе № 1. Во время учебы в школе стал активно заниматься спортом. Судьба свела его с замечательным человеком, тренером по лыжному спорту Хоменко Александром Семеновичем, который был директором Сенненской спортивной школы, а затем школы олимпийского резерва. Он подготовил много лыжников - кандидатов в сборную страны. Александр Михайлович тоже был кандидатом, а еще входил в сборную сельских лыжников республики, участвовал во многих соревнованиях. Среди его наград - серебряная медаль спартакиады народов СССР в личном забеге, бронзовая - в командном. После окончания школы Гарченок поступал в медицинский институт, но не прошел по конкурсу. Какое-то время работал водителем, а затем был призван в ряды Вооруженных сил. Служил в г. Борисове в особом отделе Госбезопасности. Здесь также занимался спортом, участвовал во всех армейских соревнованиях, за что неоднократно поощрялся отпуском. Уже после службы, в 1969 году поступил в Минский педагогический институт на исторический факультет. Здесь и познакомился со своей будущей женой - Екатериной Николаевной, студенткой химического факультета этого же вуза. В 1973 году они поженились и Александр Михайлович уехал работать по распределению в Витебский район, а Екатерина Николаевна еще 2 года заканчивала учебу.
В Бабиничскую школу он пришел работать в 1974 году. Александр Михайлович вспоминает, как он ехал первый раз в Бабиничи, шел пешком от рубовского кольца. В начале деревни встретил местного жителя Степана Ивановича Афанасенко. Тот поздоровался, а узнав, кем будет Александр Михайлович, снял шапку и поклонился ему в пояс. Молодой выпускник опешил: "Зачем это?" - "Вы же учитель!.. - ответил сельчанин.
Два года Гарченок А.М. проработал учителем истории Бабиничской средней школы, затем был назначен завучем, а в 1980 году принял школу в качестве директора. В школе был хороший педагогический коллектив, продолжали работать учителя старшего поколения: Леоненко Н.Ф., Минц А.М., Даниленкова Л.А., Радевич Г.И., Живодрова К.К., Филенкова Н.С., Никифорова М.М., Пушнякова Л.С. А также пришли молодые педагоги: Козловский В.Н., Свирская О.Г., Казимиров М.И., Гарченок Е.Н., Голубева И.В., Васильев В.В., Васильева Г.И., Малах О.Н., Шаврова Е.И., Камаровская Т.Г., Семеш О.Ю., Гребнева Л.И., Синицына Е.С., Мадекина Г.Е., Афанасенко Н.И. Под руководством нового директора в школе были продолжены традиции по воспитанию у подрастающего поколения любви к Родине, к труду, уважительного отношения к историческому прошлому родного края.
Нелегок учительский труд, еще сложнее труд директора школы. Ведь в этом случае приходится быть и педагогом, и воспитателем, и хозяйственником, и психологом, и управленцем. И всё в одном лице.
Очень многое зависит от понимания и поддержки коллектива. И вот в этом, говорит Александр Михайлович, ему очень повезло. Педагогический коллектив в школе был, как одна семья, он очень благодарен всем учителям. За время его работы в качестве директора, не поступило ни одной жалобы в отдел образования ни от педагогов, ни от родителей. И сам Александр Михайлович старался по-человечески относиться к людям, у него никогда не было любимчиков, оценивал людей по их заслугам. И показывал личным примером, как нужно относится к своим обязанностям. Так, Александр Михайлович за все время своей работы практически никогда не был в отпуске. Мог позволить себе максимум неделю на отдых, а затем снова возвращался к своим обязанностям. Забот у директора школы всегда было в избытке. И педагоги не считались со своим личным временем, если нужно было срочно выполнить какую то работу.
Школа давала хорошие знания, стабильно был высокий процент поступления выпускников в вузы. В то время, кроме обязательной учебной программы, регулярно проводились факультативные занятия для желающих. Занятия по дополнительным дисциплинам были бесплатными и доступными для всех, у кого было время и интерес их изучать.
Бабиничская школа жила насыщенной спортивной жизнью, благодаря тому, что Александр Михайлович сам был спортсменом. Существовала традиция - активные занятия спортом самих педагогов, что способствовало вовлечению в спортивные занятия и учащихся школы. Вечером, после уроков, все собирались на территории школы, играли в футбол, волейбол, зимой - играли в хоккей на местном пруду. Школьный спортзал не мог вместить всех желающих.
Школа принимала активное участие во всех районных спортивных соревнованиях, завоевывала различные награды.
Позже, под руководством Александра Михайловича, был полностью перестроен стадион, положен асфальт, сделана игровая площадка.
Продолжались традиции по патриотическому воспитанию учащихся.
Был отремонтирован школьный краеведческий музей внутри и снаружи, обновлены все экспозиции.В школу приезжали делегации, ветераны 158-й стрелковой дивизии, которая освобождала Бабиничи, школьники на экскурсии.Традиционно в школе проводились турслеты, походы по местам боевой и трудовой славы.
В 2001 году была организована агрошкола. Была разработана программа обучения с 1-го по 11 класс за счет факультативных занятий. В младших классах - занятия по уходу за домашними животными, в средних - пчеловодство, агрономия, 10-11 классы - профильное обучение на базе ВГАВМ с ориентацией на поступление в сельскохозяйственные вузы. Бабиничская школа подписала договор с учебным хозяйством "Подберезье" и школьникам была выделена земля, на которой они выращивали овощи, картофель, а также помогали хозяйству в уборке зерновых. Это было выгодно всем: шло на пользу ученикам, они приучались быть хозяевами на земле, у школы появлялись новые материальные возможности, а учхоз получал дополнительные рабочие руки. Заработанные деньги поступали на счет школы и использовались на удешевление питания школьников, а также на поощрение лучших учащихся по итогам учебного года. Организовывались экскурсионные поездки в различные города: Ленинград, Ригу, Киев, Смоленск.
В 2007 году школа переехала в более просторное здание. Недалеко находилось бывшее административное здание учебного хозяйства "Подберезье". С началом 2000-х годов, после того как учебное хозяйство прекратило свою работу, здание почти пять лет стояло пустующим. В начале 2007 года было принято решение перепланировать здание, провести его реконструкцию и перевести в него Бабиничскую школу, которой становилось тесно в старом здании. Работы по реконструкции начались в апреле, а к сентябрю школа уже должна была встречать своих учеников. Вот здесь и проявились в большей мере организаторские способности Александра Михайловича, благодаря его руководству все работы были завершены в срок. Кроме строителей, в них принимали участие и учителя, и родители, и старшеклассники. 1 сентября 2007 года Бабиничская школа начала учебный год в просторном реконструированном здании. Учителей и учеников поздравили с этим председатель Витебского облисполкома В.П. Андрейченко, заместитель министра образования Беларуси В.А. Будкевич.
В школе теперь, помимо учебных классов, кабинетов, административных помещений, есть мастерские, актовый зал, хорошая столовая. А в старом здании школы разместились начальные классы.
.
Александра Михайловича Гарченка в деревне уважают, он пользуется заслуженным авторитетом среди однасельчан. У школьников тоже было немало поводов, чтобы гордиться своим директором, которого за глаза они называли раньше "комиссар". Не одно поколение выпускников вышло из стен Бабиничской школы за время работы Александра Михайловича. 34 года его жизни отдано школе, служению любимому делу. Как самое хорошее время вспоминает Александр Михайлович время работы в родной Бабиничской школе.
Александр Михайлович на протяжении всей своей жизни вел большую общественную работу. Он депутат Бабиничского сельского Совета непрерывно с 1975 года и по сегодняшний день. Трижды избирался депутатом районного Совета депутатов, постоянно участвовал в избирательной компании, неоднократно был председателем избирательной комиссии. В настоящее время является председателем первичной ветеранской организации Бабиничского сельсовета и заместителем председателя районной ветеранской организации.
Его неповторимая особенность, индивидуальность - он очень хороший оратор, умеет ясно, доступно излагать свои мысли. Его выступления на школьных линейках, на митингах помнятся многим.
Александр Михайлович - постоянный участник народного ансамбля народной песни "Весялуха", пел в нем с момента основания.
А еще он прекрасный рыбак, охотник, пчеловод. Говорит, что это в генах - прадеды были бортниками. охотниками. Он почетный член Белорусского общества охотников и рыболовов. Александр Михайлович знает также все грибные места в округе, он считает себя "очень крепким грибником" - были времена, когда собирал по 30 (!) корзин белых грибов.
Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свой путь в жизни, свой гражданский долг. Человек, связавший свою жизнь со сложным учительским трудом, достоин всяческого уважения. Хочется выразить огромную благодарность Гарченку Александру Михайловичу от всех нас: жителей деревни, родителей, учеников за его профессиональное мастерство, великолепные организаторские способности, творческий подход к делу, активную жизненную позицию.