Искусство изготовления обережных кукол уходит корнями в глубокую древность. Куклы-берегини с незапамятных времен охраняли детский покой и сон, семейные союзы, жилища, да и самих хозяек мастериц. Передавалось это тайное магическое ремесло из поколения в поколение: от матери к дочери. Сегодня же вас научат делать обережных кукол на многочисленных мастер-классах. Обережные куклы можно приобрести на любой славянской ярмарке и фестивале. Хотя вряд ли их можно назвать обережными, скорее сувенирными поделками.
Мне же хочется рассказать о настоящей кукольной мастерице, ещё имеющей прямую пере-дачу этого древнего магического славянского искусства и творящей настоящие обереги!
Я познакомилась с ней в Сибири на большом международном этническом фестивале «Саян-ское кольцо». Там было немало ремесленниц торгующих сувенирными тряпочными красавицами. Её же прилавочек как-то отличался от прочих. Куклы, расположенные на нём, не были похожи на бездушные сувениры. И хотя лиц у обережных кукол нет традиционно, здесь они все выглядели как живые, каждая со своим характером. Одна явно лукаво подмигивает, другая грустит, третья – серьёзная, призадумавшаяся о чем-то…
Подхожу, рассматриваю поближе. Не расшиты, не украшены эти куклы ни дорогой тесьмой, ни лентами, ни бусинами, ни прочими прикрасами. Просты в изготовлении, но такое от них тепло идет, так и хочется в руки взять. И главное, у прилавка этого народу много, у мастерицы-кукольницы отбоя от посетителей нет. Всех как магнитом к ней тянет. Сама мастерица – женщина лет 65, простенько одета, с доброй улыбкой. И не продает она кукол, они у неё как на выставке вы-ставлены только, а каждому желающему за отдарок по сердцу и возможности, она тут же делает свою особую, обережную. Тут же и поясняет: не продавались никогда обереги, творились ведаю-щим человеком по просьбе обратившегося за помощью, или в подарок, или же самим для себя.
Закончив очередную куколку, мастерица объявила перерыв и попросила остальных желаю-щих, подойти к ней через час. Я, было тоже, собралась уходить, но вдруг кукольница меня остано-вила:
– Вы куклами, видимо, всерьёз интересуетесь?
– Да, очень хочется научиться творить настоящие обережные куклы, не сувениры…
Мастерица посмотрела на меня глубоким изучающим пристальным взглядом. У меня даже мурашки по коже побежали.
– Приходи ко мне сегодня вечерком, как народ разойдется. Может, расскажу чего…
Я с нетерпением ждала вечера. Как только начало смеркаться, а ярмарка пустеть, я пришла в назначенное место.
Мастерица меня уже ждала. Познакомились поближе. Она рассказала, как еще студенткой исторического факультета начала ездить по сибирским деревням с этнографическими экспедиция-ми. Увлекло. Решила посвятить свою жизнь изучению русской старины, родных традиций. Позже ездила по деревням сама, училась у древних старушек всему чему только можно: и прясть, и ткать… А у иных бабушек училась и знахарскому ремеслу, и колдовскому делу. Вот и кукольному делу тоже не по книгам училась, а прямую передачу получала.
– Передам я тебе… вижу, толк будет. Понятливая.
Я-то, подумала, что сейчас она мне рассказывать будет о куклах, начала было блокнот с руч-кой доставать, чтобы записывать, она руками замахала: «Убери. Не понадобиться». Усадила меня напротив:
– Сейчас буду на тебя куклу делать. Куклу помощницу, куклу «Желанницу». У тебя ведь сейчас есть о чём просить, поиск у тебя идет сейчас. Поиск себя и новой дороги. Она поможет.
Неожиданно: это было в самую точку. Моя жизнь тогда действительно начиналась заново. Я оставила позади старую работу, разорвала личную многолетнюю связь. И теперь я была на самом деле в поиске новой себя и своего нового жизненного направления.
– Ты расслабься, и думай о своем путешествии, обо всем, что случилось во время него хоро-шего. Вспоминай все, что было светлого, доброго. Как тебе было легко и радостно…
Я послушно погрузилась в приятные воспоминания. А мастерица тем временем, пришёпты-вая, начала творить куклу:
– лоскутки для куколки возьмём, не резаные, иглой не шитые, чтобы жизнь тебя не резала, не колола…вот… сделаем головку, покруглее, да на шейке узлов вязать не будем, чтоб не душило тебя по жизни… и дышалось и пелось и говорилось легко, свободно… пуповинку кукле перевяжу, пояском длинным, чтоб твоя жизненная дорожка долгонько как веревочка плелась, и никогда бы не рвалась. На груди и спинке крест ниткой обвяжу, чтоб никакое лихо не попало ни в куклу, ни в тебя, чтоб ни душе, ни телу не повредило… Легко кукла идет, легко получается – знать, легкий ты человек, светлый…
…а ручки-то какие выходят у нашей куклы – большие, но ладные. Это значит, что ты в жиз-ни многое успеть хочешь, до многого дотянуться пытаешься… Руки ладные выходят у куклы – ви-дать, всё, что задумываешь – удаётся, получается. Да и ты много стараний для того прилагаешь. А вот только левая ручка всё норовит поболее получиться. Это ты больше миру духовному, небес-ному внимания уделяешь. О земном-то тоже не забывай! Держи равновесие.
И головка у куклы большая выходит – много думаешь. Но хоть и большая, да по отношению к тельцу – не перевешивает – хорошее думаешь, правильное…
Так вот мастерица куклу творила и про меня всё рассказывала, да прямо не в бровь, а в глаз, и плохое и хорошее. Всё как есть, про меня рассказала, словно «в воду глядела». А как сотворила Желанницу, дала наказ никому куклу не показывать, обращаться с ней как с живой, разговаривать, угощать время от времени сладеньким и дарить ей подарки: бусинки, ленточки. Особенно после исполнившихся желаний:
– Какая красавица вышла! Легко и ладно получилась куколка. Дальнейшее путешествие хо-рошим будет, путь жизненный ровным и удачливым будет, и желания сердечные скоро сбудутся.
Ну, а после мастерица вручила мне куклу с неожиданным для меня благословлением на «ку-кольное ремесло»:
– Сделала я тебе передачу, как мне делали. Учи других теперь. Пусть живет кукольное ма-стерство, пусть передаётся тобой добрым людям.
Удивительно, но всё произошло так, как она предсказала. Но самым поразительным для меня было то, что произошла странная вещь: как будто в мой мозг об обережных куклах всю информацию мастерица разом загрузила. И без всяких лекций. На какую традиционную тряпочную куколку не посмотрю, а уже всё о ней знаю и понимаю, как делать, из чего, для чего. И руки сами легко творят.
Низкий поклон от меня бабушке-кукольнице за передачу своего мастерства и за такой ска-зочный урок. С тех пор по её завету обережные куклы и сама делаю и других учу.
Автор Рада Гульц
#обычаи
Комментарии 2