Дерево вообще занимало в жизни язычников-славян особое место. Сохранилось сказание о том, что давным-давно, когда не было еще ни неба, ни земли, а только синее море плескалось повсюду, стояли посреди него два дуба, на ветвях которых сидели два голубя. Однажды голуби вспорхнули, потом нырнули на дно моря и принесли оттуда песок и камешки. Из этого материала и были построены небо с землей и все небесные светила.
С тех давних пор пришел миф и древе жизни.
Славяне считали, что служило оно осью, центром всего мира и как бы воплощало в себе все мироздание. Корни этого удивительного дерева, которое называлось мировым, обнимали всю землю, доставали до глубин преисподней. Крона его упиралась в небесный свод. В нем для древнего человека воплощались представления о пространстве и времени. Не случайно возникла загадка: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по четыре гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов». Таково было мифическое изображение года: двенадцать месяцев, каждый из них содержит четыре недели, а в неделе по семь дней. (Тогда счет велся по лунным месяцам).
В фольклоре славянских народов – сказках, загадках, заговорах – нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб, проживший на земле несколько веков. В одной из известных сказок взобрался на такой дуб старик и достиг самого неба. Там он увидел чудесные жерновки – эмблему весенней грозы, дающей людям дождь, плодородие. Да и заговоры от болезней начинаются чаще всего прибауткой о том, что на море-окияне, на острове Буяне, где лежит камень алатыр, стоит «булатный дуб».
На дерево-ось нанизывались образы внешнего и внутреннего мира древнего человека. Оно систематизировало этот мир, придавало ему стройность, где каждому предмету или явлению, каждому живому существу находилось свое место.
На вершине кроны восседало божество – грозное, недоступное. В ветвях находили пристанище птицы. У ствола роились пчелы, толпились лоси, олени, лошади, коровы, а иногда и люди. Корни же собирали вокруг себя змей, лягушек и даже рыб. Здесь же находились прикованные цепью бес и другие нечистые силы. От дерева этого исходит благоухание, а от корня его «текут млеком и медом» двенадцать источников. Порой верхнее божество вступало в битву с «нижним ярусом», пресекая посягательства змей и драконов на «теплокровных», располагавшихся у ствола. Согласно повеpьям, деpево это тот пyть, по котоpомy осенью змеи yходят в мифическyю стpанy выpей.
Деpево, связyющее земной и подземный миpы, фигypиpyет и в западнославянских мифологических pассказах о подмененных демонами детях. Чтобы веpнyть себе сына, женщина относит подменыша под какое-нибyдь деpево, а позже забиpает оттyда своего pебенка. Hа деpево забpасывали (или относили к немy) вещи, от котоpых нyжно было избавиться - отпpавить на тот свет (пpедметы, бывшие в сопpикосновении с покойником, стаpые свадебные атpибyты и пp.) Были, кpоме того, и обычаи сжигать, закапывать и пyскать по воде эти пpедметы.
Культовые деревья, символизирующие мировое древо, веками сопровождали многие важные события в жизни человека.
Непременным участником традиционной славянской свадьбы было мировое древо, его образ. О нем поют подружки невесты, суля молодым счастье и богатство. А когда строили новый дом, в центре постройки принято было ставить обрядовое дерево. Ну а на народных праздниках, таких как на Троицу, без березки не обойтись, все дворы, дома и храмы украшены зелеными ветвями.
«В лесу родилась елочка»… Эту песенку знают все от мала до велика. Водя хоровод вокруг разряженной лесной красавицы, ребятишки и не подозревают, что совершают обрядовые действа, часть мифотворчества наших далеких предков. Так же много веков назад собирались у дерева люди, приносили к его корням жертвы, пели, совершали обрядовые танцы, в которых каждое движение имело символическое значение.
До сих пор, кое-где еще сохранился следующий обычай. Если парень принесет выкопанное в лесу деревце и посадит его под окном девушки, это однозначно воспринимается как признание в любви, предложение руки и сердца.
Древо жизни изображалось обычно с восемью ветвями, по четыре с каждой стороны. При изображении его чаще всего использовались четыре цвета: черный, красный, синий и белый. Ветви, ствол и корни мирового древа соединяют, соответственно, верхний, средний и нижний миры, а ветви – стороны света.
Нет комментариев