С 6 апреля 2019 г. действует новый профстандарт «Бухгалтер». Какие изменения в связи с этим ждут представителей профессии? Об этом мы поговорили с генеральным директором аудиторско-консультационной группы «Вектор развития» Ефремовой Анной Алексеевной.
— Анна Алексеевна, каковы, на ваш взгляд, принципиальные отличия нового стандарта от старого?
— Я бы сказала, что новый стандарт проявляет к профессии бухгалтера значительно большее уважение, чем старый.
Во-первых, появились дополнительные, более высокие уровни квалификации — 7-й и 8-й. Раньше все заканчивалось 6-м. Мы прочувствовали эту проблему, когда обсуждали проект стандарта налогового консультанта. Там как раз были заложены эти уровни квалификации — до 8-го. И получалось, что главный бухгалтер, руководитель бухгалтерской службы, может иметь образование бакалавра (7-й уровень), а налоговый консультант, подчиненный ему, может быть с более высоким уровнем — магистр, требования к стажу работы тоже будут для подчиненного выше, чем для его руководителя. Это, конечно, неправильно. Поэтому в новом стандарте такие функции, как управление процессом составления консолидированной отчетности и/или восстановления учетных данных, требуют самого высокого, 8-го уровня квалификации.
Во-вторых, стандарт представляет бухгалтерскую профессию более структурированно: добавились новые степени — бухгалтер различных категорий, а также новые группы — специалисты, ответственные за формирование бухгалтерской отчетности крупных, территориально разветвленных организаций с обособленными подразделениями, консолидированной бухгалтерской отчетности. Очень важное нововведение — выделили отдельную категорию специалистов, организующих оказание бухгалтерских услуг другим компаниям, так называемый аутсорсинг.
Более четко определены требования к стажу. Теперь, чтобы начать работать бухгалтером, опыт работы не требуется. Это разумно и обоснованно.
А то получалось, что в компании, которая применяет профстандарт «Бухгалтер», выпускник учебного заведения не может начать свой трудовой путь бухгалтера, не поработав предварительно где-то еще.
— Изменил ли профстандарт требования к должностным обязанностям бухгалтеров?
— Безусловно, изменил, иначе бы не было необходимости в новом стандарте. Если компания руководствуется стандартом в связи с требованиями законодательства или в добровольном порядке, то, конечно же, надо внимательно изучить новый стандарт и откорректировать должностные инструкции работников бухгалтерии.
Но отмечу, что те, кто применяет стандарт добровольно, могут не во всем исполнять его требования. Вот, например, почему, как того требует стандарт, составление консолидированной финансовой отчетности — это вопрос коммерческого директора? В реальных организациях составлением любой отчетности, включая консолидированную, занимается главный бухгалтер, руководитель службы (департамента, отдела) бухгалтерского учета. А коммерческий директор занимается не учетом, а коммерцией — налаживает взаимодействие с партнерами, наращивает продажи, развивает маркетинг.
Но это всего лишь ложка дегтя, а бочку меда стандарт все же предлагает: функционал бухгалтеров по группам и категориям расписан достаточно удачно. Теперь не надо ломать голову при формировании должностных инструкций. В стандарте эти вопросы уже проработаны.
Полный текст интервью читайте в ГК, 2019, № 12, с.14.
Материал подготовлен с помощью СПС КонсультантПлюс и издательства Главная книга
Нет комментариев