Святитель Николай Сербский Охридский Пролог
Блаженный Максим, Христа ради юродивый, зимой ходил нагим по московским улицам. На советы людей одеться и защититься от холода он отвечал:
«Да, лют мороз, но сладок рай!»
И добавлял:
«За терпение даст Бог спасение!»
Если Христос Господь не жалел предать Себя на мучения и смерть, почему тогда нам жалеть самих себя ради нас самих? Он прописал средство, своего рода диету, для нашего духовного оздоровления, и назвал ее бременем легким. Намного тяжелее то ярмо, которое мы сами на себя налагаем, ибо ввергает оно нас во всё более и более тяжкую духовную немощь.
Земля требует от нас гораздо больших жертв, не обещая нам никакой награды по смерти. Земля требует, чтобы пожертвовали мы ей и Бога, и душу, и совесть, и ум, и всё достоинство человеческое и божественное — и за [всё] это в качестве воздаяния и конца всему показывает она нам [лишь] мрачную и смрадную могилу.
Христос же требует, чтобы пожертвовали мы только землей, только животной нашей натурой, и грехом, и пороком, и всяким беспутством, — обещая нам за это воскресение и бессмертную жизнь в раю. Да, и вправду «лют мороз, но сладок рай»!
Нравственное богословие: терпение
Терпе́ние
1) способность безропотно, стойко переносить страдания и бедствия;
2) способность упорно и продолжительно действовать в направлении поставленной цели для достижения желаемого результата;
3) христианская добродетель, характеризуемая осознанным, смиренным, безропотным, благодушным отношением к скорбям и испытаниям, ниспосылаемым или попускаемым Богом, а также перенесением этих испытаний и скорбей.
Чем христианское терпение отличается от терпения вообще?
Терпение, в той или иной мере, свойственно всем без исключения людям. Без естественной для человека способности терпеть невозможно было бы ни преодолевание длительных трудностей, ни воспитание и самовоспитание личности.
В отличие от естественной способности терпеть христианское терпение является не просто человеческим свойством, но одной из важнейших христианских добродетелей. Терпение как таковое в нравственном отношении не может быть оценено ни как доброе качество, ни как дурное.
Многое зависит от того, на что оно направляется в том или ином конкретном случае. Кто-то терпит по необходимости, кто-то — из чувства страха, кто-то — из угождения, например, ради карьеры. Но ведь встречаются и другие варианты терпения. Например, мать, воспитывая малыша, терпит бессонные ночи; активный общественник — усталость от дополнительной работы, а иногда и упрёки.
Внешне терпение как добродетель имеет много общего с терпением вообще. И это не удивительно, ведь в его основании лежит естественная для человека способность терпеть. Но не только. В отличие от человека неверующего христианин знает: что, почему, ради чего и во имя чего он призывается терпеть.
Как известно, главная цель христианина — богопознание и вечное богообщение в Царстве Небесном. Для того, чтобы унаследовать Царство Небесное, необходимо быть удостоенным этой высокой награды, а удостоиться может лишь тот, кто захочет и, главное, будет способен жить по тем правилам, по которым живут Божьи святые. Эта способность вырабатывается человеком на протяжении его земной жизни, она связана с искоренением личной греховности, обретением и взращиванием личных добродетелей.
Путь этот долгий и трудный. С одной стороны, он подразумевает борьбу с искушениями, в том числе леностью, праздностью, дурными привычками, страстями, пороками. С другой стороны, это связано с активным противодействием христианину как со стороны окружающих его, неверующих людей, так и со стороны падших духов. Здесь-то и необходимо терпение. Без терпения этот путь непреодолим:
«терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19);
«претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13).
Терпение подразумевает здесь и стойкость, и безропотное, доверительное отношение к Богу.
При всей справедливости вышесказанного, необходимо иметь в виду, что наличие в человеке христианского терпения не означает, что он должен сносить и терпеть всё. Скажем, пророки, терпение которых апостол ставил в пример (Иак. 5:10–11), не мирились (не готовы были терпеть) с творившимся беззаконием: нравственной распущенностью, идолопоклонством, обманом и притеснением ближних. Однако же самым ярчайшим примером терпения и долготерпения для нас является Господь.
Нередко под маской христианского терпения скрывается банальное угодничество, равнодушие и безразличие, чёрствость сердец. Такое терпение не только не является христианской добродетелью, но и не вписывалось в рамки лучших языческих умов (отсюда — популярность басен Эзопа, языческих философов, поэтов и драматургов, высмеивавших в своих современниках подобные черты).
источник: сайт "Азбука веры"
7. Созерцание
Нет комментариев