🧿Традиции женитьбы сыновей и выдачи дочерей замуж играли важную роль в жизни казахов. И в знакомстве молодых, и в свадьбе лежат ценности величия и почтительности. А за ними просматривается традиционный национальный код. Традиционная свадебная церемония у казахов начиналась со знакомства молодых👩❤💋👩... Искусство знакомства девушки и парня раскрывается в таких обычаях, как «Бастаңғы», «Қыз ойнақ», «Ұйқы ашар», «Қыз көру», «Селт еткізер», «Тобық жасыру». После этого, понравившиеся друг-другу влюбленные приступали к подготовке свадьбы. Совершали обряд «Қыз айттыру» (Предварительный сговор), «Құдалық» (Сватовство). На следующем этапе совершались обряды «Қалың мал» (Калым), «Киіт беру» (Одаривание подарками), «Құда кәдесі» (Обычай сватов), «Сүт ақысы» (Плата за молоко матери), «Той малы» (Скот для тоя). Следующий этап «Свадьба» и «Отау көтеру» (Создание нового очага), «Жасау беру» (Приданное). Это лишь часть свадебных церемоний традиционного казахского общества.
Обряд «Құйрық-бауыр асату» (Подача печени с курдючным жиром) – древний символ казахского сватовства. По этому поводу в народе сохранилось высказывание «Құйрық-бауыр жедің бе, құда болдым дедің бе» (Ел ли ты печень с курдючным жиром, говорил ли, что стал сватом) – символизирующий установление родственных отношений. То есть, «Құйрық-бауыр асату» (Подача печени с курдючным жиром) законный символ сватовства, можно сказать, документ. Новоприбывшим сватам перед дастарханом подавали блюдо с нарезанной печенью и курдючным жиром. Первыми блюдо пробуют бас құдалар (главные сваты) с обеих сторон, а затем уже остальные сваты по порядку, подтверждая таким образом залог родства обеих сторон. Об этом обычае в своем труде «Қазақ халқының салт-дәстүрлері» (Традиции и обычаи казахского народа) писал известный этнограф, ученый, доктор Бикумар Камалашулы: «Печень с курдючным жиром первыми пробуют главные сваты обеих сторон. Этот обычай означал, что отныне «мы стали близкими словно печень и курдюк», то есть «родственниками». Сваты, вкусившие это угощение, никогда не должны нарушать данное слово, клятву, сватовство. Иначе, считалось, что на сторону, нарушившую клятву, «падет проклятие». Гостям, собравшимся за столом, печень с курдючным жиром подают только женщины с пожеланиями: «Будьте близкими, как печень, и вкусными, как курдюк» и угощают сватов и гостей. В древности, когда случалось, что одна из сторон нарушала клятву, и обижалась друг на друга, то бий спрашивал: «А вы ели куйрык-бауыр (печень с курдючным жиром)?» В этом был своеобразный смысл. Если вдруг между сватами возникала ссора или обида, то, после такого напоминания, они мирились и прощали друг друга: «Разве мы не сваты, угощавшиеся печенью с курдючным жиром?». Сегодня этот обычай сохранился как один из обрядов свадебной церемонии и не имеет документального значения, как в былые времена. Предки кочевников, почитавшие законы степей, никогда не нарушали традиции, не перешагивали через аманат (обязательства). Ни один той у казахов не проходит без юмора и веселья. И в обряде «Құйрық-бауыр асату» подшучивали над малыми и старшими сватами, сочиняя шуточные песни-прибаутки. Ну и важное в заключение: в казахском языке «баур» означает не только печень, внутренний орган, но и родственные отношения👪🌿🌏
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2