ЕГЭ, доставляющий сколько переживаний современным школьникам, существовал не всегда. Не все знают, что раньше поступить в университет было намного проще, и порой для этого вообще не требовались экзамены. Сдавать их ученики гимназий начали только через 30 лет после начала работы первых из этих учебных заведений. Так происходило потому, что изначально учеников по всей стране было очень мало, и при поступлении в университеты не было никаких конкурсов. Но количество учащихся (и, соответственно, выпускников) постоянно росло, и ближе к середине 19 века уже появилась необходимость введения выпускных экзаменов. В это время начали использовать и пятибалльную систему оценки знаний гимназистов.
Принципиальное отличие современного ЕГЭ от тех экзаменов, которые использовались в 19 веке и позже − в том, что первый служит и выпускным экзаменом из школы, и тем, который необходим для поступления в вуз. Раньше же абитуриенты должны были сдавать дополнительные экзамены при поступлении (отдельно от выпускных).
Как можно было поступить в гимназию и выпуститься из неё в 19 веке?
Начать нужно с того, что согласно принятому в 1864 году гимназическому уставу все гимназии разделялись на два вида. Первые назывались классическими. Огромное внимание в них уделялось изучению древних языков. Вторые именовались реальными, и здесь акцент делался на изучении естественных и точных наук.
Стать учеником гимназии мог ребёнок не младше 10 лет, который знал наизусть важнейшие молитвы, мог читать и писать, владел таблицей умножения. Кроме того, его родители должны были иметь достаточно средств для оплаты обучения. Для успешного завершения учёбы гимназисту необходимо было сдать экзамены, правила которых были утверждены в 1872 году. Основными особенностями этих экзаменов были следующие:
- к их сдаче допускались учащиеся других гимназий и ученики предпоследних классов (требования к их успеваемости были более высокими);
- при допуске к экзаменам учитывались достижения конкретного ученика и его поведение;
- испытания проводились по таким предметам, как русский и греческий языки, латынь, Закон Божий, математика и история;
- они были платными (каждый экзаменующийся должен быть вносить оплату в размере 10 рублей).
Во время сдачи экзамена за всеми учениками внимательно наблюдали члены комиссии. С собой не разрешалось брать ничего, кроме таблицы логарифмов, которую использовали на занятиях по математике. Письменные экзамены продолжались неделю, после чего следовала проверка и начинались устные.
Изменения после революции 1917 года
Смена власти в стране стала причиной множества изменений в жизни общества. Изменилась и система образования. После создания Единой трудовой школы все экзамены были полностью отменены. Вскоре начали свою работу первые рабочие факультеты. В них рабочие и крестьяне проходили подготовку к поступлению в вузы. Тем, кто принадлежал к "враждебному" классу, поступить было гораздо сложнее. Начиная с 1920 года в школах проводилось множество разнообразных экспериментов, волна которых утихла только в тридцатые.
В годы войны ученики советских школ снова начали сдавать выпускные экзамены. Война стала причиной того, что абитуриентов стало катастрофически не хватать, поэтому в первое время в вузы набирали без какого-либо конкурсного отбора. Значительные изменения в сфере образования случились в 1944 году. В сёлах открывались вечерние школы, начали практиковать пятибалльную систему оценки знаний, лучшие ученики награждались медалями. А в октябре того же года были утверждены правила, регулировавшие проведение экзаменов на получение аттестата зрелости.
Новая система была очень похожей на описанную выше гимназическую, которую использовали до революции.
Основные её положения:
• к сдаче экзаменов допускался только тот ученик, у которого оценка по всем дисциплинам была не меньше тройки;
• на письменные экзамены отводилось 5 часов;
• предметы − русский язык и литература, физика, математика, химия, история и иностранный язык;
• кроме выпускных, учащиеся средних школ должны были сдавать ещё и переходные экзамены. Без них нельзя было перейти в следующий класс.
После введения трёхступенчатой системы поступление в университет стало для советского абитуриента довольно сложным делом. В это время многие молодые люди пользовались своими связями, применяли различные уловки для того, чтобы стать студентами облюбованного вуза.
После распада СССР система образования в России начала интенсивно изменяться. Вообще единой системы вступительных экзаменов в 90-е годы не существовало как таковой. В это время условия поступления в разных вузах могли сильно отличаться. Немаловажную роль в этом сыграло и появление многочисленных негосударственных образовательных учреждений, а также высокий уровень коррупции. Всё это и привело к необходимости разработки Единого государственного экзамена. Со времени введения он сильно изменился, поэтому можно ожидать, что какие-либо изменения системы будут происходить и в будущем.
https://okl.lt/1lUvtE Цена от 1500 руб.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев