Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием росписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
Ниже подборка русских традиционных изделий из Ярославля. Как вышло, что в Ярославль славится расписными изделиями из глины? Углубимся в историю.
Первые изделия из глины появились в глубокой древности. Сначала их использовали как предметы быта, а потом и в качестве украшений. Производством керамических изделий из обожженной глины с использованием расписной глазури издавна занимались в Средней Азии и странах Арабского Халифата. Вместе с исламской культурой это искусство распространилось на северное побережье Африки, и оттуда было занесено марокканцами в южную Испанию. В начале XV века глазурованная керамика с люстром попала в Италию через остров Майорка, от которого и получила свое название майолики [5, с. 116]. Уже к середине XV столетия она стала необыкновенно популярна по всей Европе, а затем пришла и в Россию.
XVII столетие стало временем невиданного подъема ярославского храмового строительства и создания многочисленных фресковых ансамблей. В городе сложился своеобразный «ярославский» стиль, отличавшийся широким использованием полихромных изразцов. В XVIII веке, наравне с Москвой, Ярославль становится крупным центром по изготовлению майолики. Произошло это благодаря имеющимся у города глиняным ресурсам, а именно – глинам Коровницкой слободы – здесь держали скот, давали шкуры для кожевенного производства, ловили рыбу, а из местных глин лепили горшки, изготавливали кирпичи и изразцы. Известно, что в XVIII веке здесь появился гончарный завод. Изразцы – керамические плитки для облицовки стен, печей и т.д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Изразец – уникальное керамическое украшение, сохранившее традиции прошлого.
В 1936 году при земляных работах в Коровницкой слободе И. А. Тихомировым и И. Ф. Барщевским были найдены красные (терракотовые) изразцы, сложенные стопками. Известно, что в XVII в. здесь были сосредоточены гончарные и кирпичные заводы. Терракота как вид керамической техники с середины XVII века постепенно вытесняется муравлеными, многоцветными глазурованными изразцами. Однако ярославские красные изразцы продолжали делать и в третьей четверти XVII века. Ими были украшены, в частности, храмы Афанасьевского монастыря и церковь Николы Мокрого в Ярославле (1665 – 1672 гг.), Воскресенский собор Борисоглебской слободы (ныне Тутаев).
В XVII – XVIII веках при изготовлении изразцов стали использовать прозрачную глазурь зеленого цвета – мураву (цвет травы-муравы), а соответствующие изделия назывались поэтому «муравлеными». В Ярославле известны два храма, украшенные зелеными муравлеными изразцами: церковь Рождества Христова (1636 – 1644 гг.) и Церковь Михаила Архангела (1658 – 1682 гг.).
В последней четверти XVII века в Ярославле получили распространение многоцветные эмалевые (ценинные) изразцы. Их появление в середине XVII века связывают с деятельностью белорусских мастеров, выходцев из литовских земель. Они привезли с собой секреты изготовления глухих оловянных эмалей: белого, желтого, бирюзовозеленого и синего цветов. Самый распространенный мотив украшения изразцов XVI – XVII веков – растительные узоры (травы), цветочная розетка, имеющая многообразные виды полевых цветов. Редкий храм Ярославля обходился без этих красочных вставок.
#imatreshki #сувениры #подарки

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев