Пост не то, чтобы злой - напряженный. Когда мне представители детских садов и предлагатели разных детских услуг, родители присылают что-то, включающее вопрос: «Сколько времени вы тратите или готовы тратить на ребёнка?» - для меня это звучит не просто, как некорректно сформулированный вопрос. Я задам ещё много вопросов, чтобы прояснить: человек, правда, не ощущает разницы между мы ТРАТИМ время на ребенка или мы ВКЛАДЫВАЕМ время в его развитие и наши отношения.
Когда я сегодня прочитала в телеграмм канале новостей официальную информацию, обращённую к родителям (хочу удостовериться, что это была прямая речь, а не транскрипция редакторов): «Вы сможете отправить детей в садик и, наконец, вздохнуть свободно», - подпрыгнула. Хорошо, что вы меня не видели в этот момент 🙂 вот, правда, «отправить детей, чтобы вздохнуть»?
Детские сады очень и очень облегчают жизнь родителям, но они не ВМЕСТО родителей. И точно не место, куда «отправляют». Если мы изначально убеждены в том, что детские сады - это пункт, где ребёнок может пересидеть, пока родители работают или отдыхают - то в дошкольном секторе ничего не изменится. Коммунальный сад не станет пространством безопасности, развития, а останется МЕСТОМ.
А если для нас - родителей - это «отправить и вздохнуть» звучит совершенно нормально, то наши дети будут нас своими страхами, тревогами, симптомами «приводить» к психологам, чтобы мы научились быть вместе, «дышать» вместе, учились распределять время и силы (и да, это, правда, очень и очень сложно). И да, карантинная нагрузка на семьи огромна.
Знаете, секрет? Когда мы укладываем спать ребёнка любого возраста, если мы делаем все возможное, чтобы ребёнок быстро заснул и мы могли бы, наконец, заняться чем-то своим (я в курсе, яжежмать 🙂)- ребёнок, как назло, дольше не засыпает. Дети всегда считывают наши невербальные сигналы. И чем больше мы даём им осознанных или не осознанных посланий: ну скорее уже, мне ещё столько нужно сделать - ребёнок ощущает четко - от меня хотят избавиться... он не понимает, что мы уходим не от него, а, возможно, «к себе»... тревожится, цепляется за нас, спрашивает нас, любим ли мы его... и не засыпает. Если мы ребёнку честно скажем: «Я очень устал/а, я хочу быть «всей собой» сейчас рядом, но у меня есть 10-15-20-40 минут - и дальше, мне важно отдохнуть (поработать, приготовить еду, побыть с твоим папой/мамой, братом_сестрой). как мне с тобой быть сейчас ТАК, чтобы ты за эти минуты, пока не прозвонит будильник - наполнился моей любовью (спокойствием, силой)?» - дети, даже совсем маленькие, это понимают. И, как минимум, мы не подаём двойных посланий. «Я с тобой, но хочу быть без тебя или лучше бы тебя не было» (Как легче снять тревогу перед сном, что делать со страхом темноты - я писала уже в нескольких постах, и буду ещё писать и продумывать игры).
Если ребёнок улавливает или слышит, что мы ОТПРАВЛЯЕМ его в садик, потому что от него устали, если он часто слышит, что именно из-за него мы не можем чего-то себе позволить (ребёнок не очень понимает метафор и косвенной речи, он не знает всего объема наших задач и не может нести ответственность за эти задачи - он преимущественно воспринимает все буквально), то тревоги перед походом в сад может быть больше, будет больше сложностей с адаптацией, будет больше страха остаться самому (страха перед засыпанием, разлуками) страха, что мы вообще за ним не придём и из садика не заберём. Ну и мы тогда перестаём быть безопасной и надёжной опорой. Когда мы с семьями готовимся к походу в детский сад, я задаю занудные вопросы: а зачем вам садик, а что вы будете делать, когда ребёнок будет в саду, а знает ли ребёнок, что для вас работа, а как он сам понимает, зачем ему вообще ходить в садик. И как ребёнок ощущает ваше «Я С ТОБОЙ», даже, когда вас рядом нет (и об этом я много уже писала).
Конечно, я мечтаю для наших детей и нас, чтобы детский сад и школа превратились в партнеров в сопровождении взросления детей. Чтобы мы перестали говорить - я иду на работу (которая мне не нравится), а ты идёшь на свою «работу» (да, она тебе тоже не нравится, привыкай). Мечтаю, чтобы у нас был выбор из разных хороших вариантов садов. Мечтаю, чтобы садик был пространством - безопасного развития, общения, обогащенной средой - дополняющей, а не заменяющей родителей.
Ну и да, этот текст заряжен эмоционально, важна мне эта тема.
Пожалуйста, давайте «вкладывать» друг в друга, а не «тратить». Вклады - растут. Траты - оставляют ощущение неудовлетворённости и желания компенсации.
Светлана Ройз
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев