Если вы житель Марий Эл, Брянской области, Подмосковье или Красноярского края, то наверняка замечали странные конструкции с красно-синими мигалками, установленные на столбах.
Эти устройства, официально называемые «шериф-балками», вызывают у водителей массу вопросов. Что это за штуки? Камеры? Новый способ слежки? Или, может быть, это просто декорация?
Давайте разберёмся, что это за новая приблуда, зачем она нужны и как на нее реагировать.
Что такое шериф-балка и как она работает?
Шериф-балка — это специальное устройство, которое имитирует проблесковые маячки патрульной машины ГИБДД. Оно крепится на опоры линий электропередач или специальные столбы у дороги и начинает работать автоматически с наступлением темноты. Днём устройство отключено.
По словам властей, главная задача шериф-балки — профилактика нарушений ПДД. Принцип её воздействия на водителей такой же, как у картонных макетов, имитирующих патрульные автомобили или сотрудников ГИБДД — привлечение внимания, заставляя водителей снижать скорость и быть более внимательными на дороге.
Почему именно красно-синий цвет?
Часто на пешеходных переходах рядом со школами и детсадами размещают проблесковый маячок оранжевого цвета, однако, по видимому, должного эффекта он не производит.
Но зато когда водитель видит полицейские мигалки, он тут же инстинктивно сбрасывает скорость, опасаясь, что рядом находится патрульный автомобиль и за ним наблюдают. Это чисто психологический эффект, но он работает!
Власти уверены, что установка таких мигалок на опасных участках дорог помогает снизить количество аварий. Ведь, как известно, превышение скорости — одна из главных причин ДТП. А шериф-балки напоминают водителям, что лучше притормозить и быть внимательнее.
Где и зачем устанавливают шериф-балки?
Шериф-балки тестируют на дорогах в разных регионах России. Устанавливают их на аварийно-опасных участках, где возможны серьёзные ДТП с тяжкими последствиями, а также в местах, где водители чаще всего превышают установленный скоростной режим.
Кроме того, такие устройства размещают перед нерегулируемыми пешеходными переходами и остановками общественного транспорта.
При выборе места учитывается рельеф территории, наличие стационарного освещения и отсутствие возможности постоянного патрулирования нарядами ДПС.
Нужно ли тормозить перед шериф-балкой?
Смысл шериф-балки — привлечение внимания водителей. При этом никаких дополнительных действий при встрече с ними автомобилисты предпринимать не обязаны.
В пункте 3 ПДД «Применение световых сигналов» говорится, что снизить скорость водители должны только «приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета». То есть тормозить и останавливаться перед шериф-балками на столбах точно не нужно.
Однако важно понимать, что на участках, где встречаются такие приборы, нужно быть внимательнее: впереди может оказаться пешеходный переход, опасный поворот или другое потенциально опасное место.
Приходят ли штрафы с шериф-балок?
Шериф-балка — это самостоятельное устройство, и дорожные камеры, по крайней мере ПОКА, в них не устанавливают. Также наличие такой мигалки никак не может сигнализировать о том, что где-то рядом находится автоматический комплекс фиксации нарушений ПДД.
Однако учитывая, что мигалки на столбах размещают в аварийных местах, потенциальное присутствие дополнительного контроля на пути исключать нельзя.
Кроме того, важно помнить о передвижных комплексах фиксации нарушений, когда камеры устанавливают на крышах специальных автомобилей. Поэтому водителям стоит воспринимать такой сигнал как повод дополнительно проследить за соблюдением ПДД.
А что говорят водители?
Мнения водителей о пользе таких устройств расходятся. Одни считают, что это отличный способ напомнить о дисциплине на дороге. Другие же уже привыкли к таким мигалкам и практически не обращают на них внимания.
Однако для новичков и тех, кто редко ездит за городом, эффект всё ещё остаётся заметным. Красно-синий свет заставляет водителя сбавить скорость.
Некоторые водители делятся своими впечатлениями в соцсетях. Например, один из автомобилистов отметил, что видел шериф-балку на прямой, хорошо освещённой дороге без пешеходных переходов. «Не очень понятно, о чём тут нас предупреждают», — написал он.
Другой водитель из Подмосковья предположил, что такие мигалки устанавливают вместо дорогих камер: «Может, камеру ставить дорого, а мигалка стоит дешевле».
Откуда растут ноги?
Один отечественный депутат (не буду называть его имя) признался, что впервые увидел такие мигалки несколько лет назад в Израиле.
«Шериф-балки хорошо просматривались на пути, примерно за 2 км, — объяснил он. — Включали их в разное время, чтобы водители не привыкали. И я думаю, что такое психологическое воздействие на водителей оправдано — тем более, уже есть положительные результаты».
Итог: безопасность прежде всего (или нет)
Как мне кажется, шериф-балки — очередная полумера властей, чтобы заставить водителей о необходимости соблюдать скоростной режим и быть внимательными.
Однако очень скоро, когда эти штуки развесят по всей стране, водители привыкнут и будут относится к ним, как к картонным ГАИшниками на обочине. То есть эффект от таких "пугал" временный, и властям очень скоро придётся ломать голову над новым изобретением.
А вам уже встречались шериф-балки на дорогах? Как к ним относитесь? Делитесь своим мнением в комментариях! И подписывайтесь на Канал!
Комментарии 4