Почему важно проверять иностранного контрагентаДля бизнеса, занимающегося внешнеэкономической деятельностью, проверка иностранного контрагента является одним из главных этапов подготовки сделки.
Если не проявить должную осмотрительность, высока вероятность, что в дальнейшем это обернется целым рядом неблагоприятных последствий. Например, выяснится, что сделка заключена с неуполномоченным лицом или компания окажется финансово несостоятельной и не сможет исполнить свои обязательства. Кроме того, в текущей геополитической обстановке нельзя забывать о большом количестве санкционных рисков, которые не зависят от добросовестности партнера.
В результате отсутствие грамотной и детальной проверки иностранного контрагента может привести к финансовым убыткам, репутационным потерям и иным сопутствующим издержкам. Естественно, что это крайне негативно отразится на компании и будет препятствовать ее нормальному развитию и функционированию.
Способы проверки иностранного контрагентаМетодика проверки иностранного партнера основана на тех же общих принципах, что и отечественного - поиск и изучение общедоступных баз данных и учредительных документов.
Существует три основных способа проверки зарубежных компаний: по российским источникам, с помощью иностранных ресурсов, а также по запрошенным у потенциального партнера документам. Рассмотрим каждый из представленных вариантов.
Проверка по российским официальным источникамИностранные контрагенты, ориентированные на российский рынок, как правило, имеют филиал в России. В таком случае информация будет содержаться в государственных базах данных:
• Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц - здесь можно найти и посмотреть информацию обо всех представительствах контрагента, ознакомиться с перечнем аккредитованных филиалов, получить выписку со сведениями о конкретном подразделении.
• Картотека арбитражных дел - здесь можно узнать обо всех судебных разбирательствах, в которых участвовала организация. Эта информация позволит оценить добросовестность контрагента и его отношение к исполнению своих обязательств.
• Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) - здесь содержится информация обо всех товарных знаках, зарегистрированных на территории России. Наличие у контрагента собственного бренда можно считать дополнительной гарантией его ответственности и платежеспособности. Также через ФИПС можно подать заявку в зарубежное патентное ведомство о принадлежащих партнеру товарных знаках и других результатах интеллектуальной деятельности.
Помните, что работать с организацией, которая зарегистрирована в России, гораздо безопаснее. При возникновении конфликтных ситуаций обратить взыскание на имущество такого партнера будет значительно проще и быстрее.
Проверка по иностранным источникамПоскольку в качестве партнера выступает зарубежная компания, будет неправильно выполнять проверку исключительно с помощью российских инструментов. По возможности следует заняться поиском информации в иностранных источниках. В первую очередь обратите внимание на следующие ресурсы:
• Открытые базы данных иностранных государств - в каждой стране есть аналог российского ЕГРЮЛ, в котором содержатся все ключевые сведения о деятельности компании, дате ее регистрации, руководителях и т.д. Для проверки нужно знать юрисдикцию партнера. К примеру, если организация располагается в Лондоне, то, вероятнее всего, необходимо использовать сайт Регистрационной палаты Великобритании, которая отвечает за ведение реестра всех британских юридических лиц. Найдя контрагента в подобной базе, можно убедиться, что он не ликвидирован и действительно занимается интересующим направлением.
• Налоговые администрации иностранных государств - по ним легко узнать о наличии у компании задолженности перед местным бюджетом. Эта информация позволит оценить добросовестность, ответственность и финансовое состояние контрагента.
• Публичные реестры иностранных государств - к ним относятся кадастровые карты, лицензионные реестры, судебные и нотариальные базы данных и т.д. Подобных государственных источников много и информация в них может быть самой разной.
• Базы данных по интеллектуальной собственности - с их помощью можно проверить контрагента как правообладателя и убедиться, что его деятельность не нарушает чужие авторские и исключительные права. Информация есть как открытом доступе, например, на сайте патентных ведомств, так и в закрытых коммерческих базах данных - Questel Platinum, Clarivate Analytics и других.
Также не будет лишним воспользоваться существующими сервисами проверки иностранных контрагентов. Их довольно много, но в качестве ключевых можно выделить следующие:
• Kompass - крупный международный каталог компаний и оказываемых ими услуг. Здесь содержится вся ключевая информация о зарегистрированных юридических лицах: организационно-правовая форма, направление деятельности, уставный капитал, количество сотрудников, руководители и т.д.
• Europages - сервис с информацией о юридических лицах из европейских стран. Главным преимуществом является то, что в карточке компании приводятся сведения о других организациях, предлагающих аналогичную продукцию, работы или услуги.
• Opencorporates - одна из самых больших баз данных с информацией о компаниях со всего мира. Интересна тем, что в ней содержатся сведения о корпоративных событиях организации. К примеру, можно узнать о внесении изменений в устав или о смене руководства.
• Open ownership - реестр, созданный для борьбы с мошенничеством и коррупцией. С его помощью можно узнать о конечном выгодоприобретателе контрагента. К примеру, может обнаружиться, что на самом деле иностранной компанией владеет ваш российский конкурент. Очень полезный ресурс с единственным недостатком в виде небольшого перечня юридических лиц - всего в реестре есть информация примерно о 5 млн. организаций.
Учтите, что порядок и особенности проверки контрагента по иностранным источникам, а также перечень доступных сведений во многом зависит от того, на территории какого государства зарегистрирована компания. Поэтому, чтобы получить максимально исчерпывающую информацию, целесообразно использовать как государственные, так и коммерческие ресурсы.
Проверка по документамЗапрашивать документы для проверки принято не только в России, но и в других странах, поэтому подобная просьба не должна смутить зарубежного партнера. Если же он откажется от предоставления документации, то это серьезный повод задуматься о недобросовестности потенциального контрагента.
Перечень документов может меняться в зависимости от обстоятельств конкретного случая, но обычно это:
• Сертификат об инкорпорации - аналог выписки из ЕГРЮЛ, который подтверждает факт государственной регистрации организации. В такой справке, как правило, содержится информация о наименовании компании, ее регистрационном номере, организационно-правовой форме и т.д. Если в нужной стране свидетельство о регистрации не выдается, можно запросить выписку из торгового реестра или учредительный документ.
• Выписка из торгового реестра - справка, которая подтверждает не сам факт регистрации, а осуществление предпринимательской деятельности в текущий момент времени. Документ также похож на выписку из ЕГРЮЛ и обычно содержит информацию о величине уставного капитала, руководстве, филиалах.
• Учредительные документы - обычно устав и учредительный договор. С их помощью можно понять, кто именно уполномочен совершать сделки от лица организации.
• Подтверждение о дате регистрации последней редакции учредительных документов и всех внесенных в них изменений или об их отсутствии.
Представленный перечень является примерным и может меняться в зависимости от страны регистрации проверяемой компании.
Что касается оформления документов, то в большинстве случаев для проверки можно ограничиться запросом сканированных копий. Однако если планируется крупная и важная сделка, желательно подстраховаться и удостоверить бумаги надлежащим образом.
По закону документы, выданные, составленные или удостоверенные органами иностранных государств, принимаются российским арбитражным судом при наличии консульской легализации или проставленного апостиля.
Легализация документов через консульство - долгий и трудоемкий процесс, поэтому, если государство, в котором зарегистрирован контрагент, входит в Гаагскую конвенцию 1961 года, гораздо проще получить апостиль.
Важно отметить! В соответствии с Минской конвенцией 1993 года документы, выданные на территории СНГ, не требуют консульской легализации и получения апостиля.
Таким образом, проверка иностранного контрагента - это сложная и крайне ответственная процедура. Если не хотите рисковать и не готовы испытывать судьбу, доверьте этот вопрос специалистам Самитов Консалтинг. Мы самостоятельно выполним поиск всей необходимой информации и подготовим заключение о правоспособности и финансовом состоянии зарубежного партнера.
#СамитовКонсалтинг #консалтинг #аутсорсинг #бизнес #предприниматель #налоги #проверкаконтрагента #контрагент #поставщик #вэд #партнер #егрюл
Нет комментариев