История нереализованного проекта.
Ещё в конце XX века зарубежные конструкторы проявили интерес к разработке лёгких самолётов-амфибий, которые могли бы выполнять пассажирские и грузовые перевозки в труднодоступных районах разных стран. СССР, а позднее и Россия, нуждались в подобных самолётах в первую очередь. На тот момент прежняя техника в северных широтах подлежала замене (Ан-2, Ми-8) и уже в конце 80-х годов началась разработка самолёта-амфибии "Ямал". История данного проекта берёт своё начало ещё с 50-х годов. Его разработкой занимался В.А. Корчагин. Ближе к 90-м годам ему вновь пришлось вернуться к своему самолёту-амфибии, ведь страна в нём нуждалась. "Ямал" мог подойти для нефтяной и газодобывающей отрасли крайнего севера. Изначально самолёт имел название "Ангара", однако его пришлось сменить на "Ямал" из-за области применения. В.А. Корчагин на тот момент работал на ЭМЗ им. В.М. Мясищева. К разработке "Ямала" были привлечены специалисты этой организации. Разработка аванпроекта велась в инициативном порядке на средства научно-технического кооператива "Кулибин", организованного А.А. Щербаковым (другом Корчагина). В 1989 году проект поддержал "Тюменьгазпром" и ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Инициативная группа предложила объединить усилия и ресурсы заинтересованных предприятий и организацией, чтобы дать самолёту-амфибии жизнь. Так был организован консорциум "Авиаспецтранс". "Ямал" должен был создаваться в нескольких модификациях: санитарный вариант, ледовые разведчик, пассажирский, грузопассажирский.
Размах крыла составлял 21,4 м. Длина самолёта - 17,47 м. Высота - 5,90 м. Площадь крыла - 51, 9 м2.
Экипаж должен был состоять из двух человек. Пассажирский вариант вмещал в себя 22 пассажира.
В качестве силовой установки планировали использовать ТВД-1500А или РД-600С. Также Канадские специалисты предлагали установить двигатели 1Т6 (Пратт-Уитни).
Самолёт-амфибия был спроектирован для работы в условия низких температур. Конструкция "Ямала" весьма интересная: благодаря компоновке, доступ к агрегатам самолёта и двигателей был изнутри фюзеляжа. Силовая установка - двухдвигательная, турбовальная. Располагалась за крылом на палубе лодки. Имелся привод на 6-ти лопастной толкающий винт, установленный на хвостовом Т-образном оперении.
Шасси "Ямала" трёхопорное с хвостовым колесом. К концу 1992 года был завершен эскизный проект самолёта. Было начато рабочее проектирование. Натурный макет самолёта-амфибии демонстрировался на выставке Мосаэрошоу-92. Первая опытная амфибия должна была подняться в воздух в конце 1996 года. До 1997 года планировалось выпустить 20 самолётов.
Увы, но эти планы не реализовались. В 1992 году с началом проблем с экономикой, многие учредители вышли из консорциума. Тем не менее, у "Авиаспецтранса" был сертификат на право разработки авиационной техники. Им попросту не хватило финансирования. В конце-концов, уже после ухода из жизни создателя "Ямала", единственный макет был передан в ЛИИ для отработки тренировок пожарных команд. Во время данных мероприятий он был сожжен.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9
Про Боинг поговори.
Будь здоров, не кашляй...
А с русским языком, у меня ещё хуже чем у тебя...
У тебя хоть 3-ка, а я не аттестован, до сих пор неуч...