Н. Образцова, ЛИИЖТ). Главный корпус расположен по адресу Московский проспект, дом № 9Содержание [скрыть] 1История1.1Институт при Бетанкуре1.21826—1851 годы. Подготовка и создание железных дорог1.3После создания Николаевской дороги в 1851 году1.4Персоналии института2Студенческий спорт3Факультеты4Филиалы4.1Средние специальные учебные заведения5Интересные факты6См. также7Примечания8Литература9СсылкиИстория[править | править вики-текст]Монета Банка РоссииОдно из первых высших технических учебных заведений России. Предтечей института был отдел «по учебной части», расширенный и дополненный в Департаменте водных коммуникаций Н. П. Румянцевым в 1798—1809 годах[1].Учреждён Высочайшим Манифестом 20 ноября (2 декабря) 1809 года[1] как Институт Корпуса инженеров путей сообщения, торжественно открыт 1 (13) ноября 1810 года. Целью создания института была подготовка специалистов для строительства на огромных территориях России разветвлённых систем сухопутных и водных путей сообщения. В эпоху создания института наиболее развитым был водный путь. Основным недостатком судоходства была зима, когда суда простаивали месяцы в ожидании начала навигации. Против течения по рекам и каналам летом суда проводились бурлаками.Институт при Бетанкуре[править | править вики-текст]Институт на момент открытия был кадетским корпусом, тесно связанным с ведущими вузами столицы, такими, как Академия наук, Главное инженерное училище Российской империи и созданный позднее Петербургский университет. Институт был закрытым полувоенным учебным заведением, срок обучения в нём вместе с гимназическим этапом обучения составлял восемь лет. Выпускникам присваивалось звание инженера путей сообщений, они были поручиками (по первому разряду) и подпоручиками (по второму разряду).Первым руководителем института в должности генерального инспектора был Августин Августинович Бетанкур (1758—1824).В 1813 году при институте основан музей (ныне Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации).При Институте под руководством профессора П. И. Собко для научно-учебных целей была организована первая в России механическая лаборатория.В 1820 году с целью подготовки мастеров и техников была создана школа путей сообщений с трёхлетним сроком обучения[1].В 1823 году Институт был преобразован в закрытое учебное заведение по образцу военных кадетских корпусов[2].Таким образом, Институт, являлся первым российским техническим высшим учебным заведением в области транспорта, перешедшим на стандарт высшего инженерного образования с пятилетним курсом обучения в 1864, но на протяжении долгого времени не имел факультетов и готовил инженеров путей сообщений широкого профиля — специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации всех дорожных и гидротехнических сооружений.1826—1851 годы. Подготовка и создание железных дорог[править | править вики-текст]С 1826 года по профессорский состав Института начал выпуск журнала путей сообщений. 36 номеров этого издания, вышедшие в течение первого десятилетия, содержали свыше пятидесяти научных работ по проектированию и строительству различных инженерных сооружений как в России, так и за рубежом[1].С 1835 года М. С. Волков, профессор Института (в прошлом — выпускник), ввёл раздел «О построении железных дорог», и с этого момента Институт стал готовить инженеров для строительства железных дорог. Учебные занятия по курсу прикладной механики вели профессор Б. Клапейрон и инженеры путей сообщений П. П. Мельников, А. Г. Добронравов, Н. Ф. Ястржембский.С 1833 года Мельников — профессор курса прикладной механики — утверждён заведующим кафедрой. Вёл лекции по железнодорожной тематике в трёх разделах: верхнее строение пути, тяга поездов, подвижной состав. Параллельно с этим вёл научную работу: в 1835 году была опубликована книга «О железных дорогах» — первое в России учебное пособие по железнодорожному транспорту.
В это же время профессор Н. О. Крафт читал курс о составлении проектов[1].Профессор М. С. Волков, выступая за строительство железных дорог и понимая значимость этого изобретения для страны, ратовал за просветительскую работу в рамках института.В 1831 году в институте началось чтение публичных лекций. Профессор Г. Ламе прочитал две лекции «Построение железных дорог в Англии», в которых он обосновал экономическую выгодность строительства железных дорог. Материал для этих лекций был собран во время командировки в Англию. Ему противостоял профессор института М. Дестрем, убеждённый сторонник развития водных путей сообщений, который читал лекции «Причины невозможности устройства железных дорог в России».Таким образом, институт, решая задачу налаживания путей сообщения в России, был основан императором Александром I, был запущен полностью во времена правления Николая I, была воплощена идея строительства железной дороги в России. В 1820-е годы потребовалось решить задачу подготовки квалифицированных строителей, инженеров-путейцев. Они, обучаясь в Корпусе инженеров путей сообщений, с 1837 года смогли проходить практику на действующей Царскосельской железной дороге. Это на порядок повысило квалификацию выпускников и заложило почву для квалифицированного строительства и обслуживания Николаевской железной дороги[1].Кроме того, на действующей дороге велась большая научная работа, включавшая в себя теоретические разработки основ железнодорожного дела и экспериментальная работа по сбору статистических данных постоянного использования железнодорожных машин и механизмов.Корпус на углу Московского пр. и наб. Фонтанки, построенный в 1952 г. по проекту архитектора В. И. КузнецоваПосле создания Николаевской дороги в 1851 году[править | править вики-текст]Этот раздел не завершён.Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.Как пишет выпускник Института инженеров путей сообщения Степан Прокофьевич Тимошенко в своей книге «Инженерное образование в России», образовательная схема Главного Инженерного Училища, родившаяся после добавления старших офицерских классов, с разделением Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем именно на примере Института инженеров путей сообщения распространилась в России и сохраняется до сих пор. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на довольно высоком уровне уже на первых курсах и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам, а затем использовать время для изучения инженерных дисциплин[3].С 1924 — Институт инженеров путей сообщения (с 1949 им. академика В. Н. Образцова).В начале 1930-х Ленинградский институт инженеров путей сообщения (ЛИИПС) был переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), а на базе его факультетов в 1929-1931 были созданы четыре самостоятельных транспортных вуза:Ленинградский институт инженеров водного транспортаЛенинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (в 1930),Ленинградский автодорожный институт (в 1931)Военно-транспортная академия (в 1932).С середины 1930-х при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта существовали Высшие курсы командного состава.В 1954 году слит с Ленинградским электротехническим институтом железнодорожного транспорта.В 1993 году институт получил статус университета и стал называться Петербургский государственный университет путей сообщения.На базе ПГУПСа действует единственный в России Институт пром. и гор. транспорта.ПГУПС работает в здании бывшего Юсуповского дворца на Садовой улице (сер. 18 в.; перестроен в 1790, (архитектор Джакомо Кваренги)) и специально построенных корпусах (1823, архитектор А. Д. Готман; 1893-95, архитектор И. С. Китнер)[4].11 февраля 2014 года переименован в Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев