Во множестве статей авторы с умным видом рассуждают, о значении раскраски лиц и тел индейцев.
Но практически всегда облекают свое объяснение в расплывчатую форму.
Все дело в том, что общего индейского дресс-кода по раскраске никогда не существовало.
В сотнях племен, которые были разбиты на десятки тысяч обособленных сообществ, были собственные традиции и значения цветов и узоров.
Поэтому гадать и рассуждать на данную тему бесполезно, если только речь не идет о конкретном племени в конкретный период времени с конкретным указанием значения символов и цветов.
Поэтому давайте обратимся к сугубо конкретному суждению современника о конкретном племени, а точнее даже о трех родственных народностях - гуронах, петунах (табачная нация) и нейтральной нации.
Далее будет процитирован отрывок из воспоминаний иезуита отца Франческо Джузеппе Брессани.
Этот человек глубоко мне импонирует за то, что огульно не называет коренных жителей Америки "варварами" и "дикарями".
Итак, зачем же индейцы раскрашивали свои тела и лица?
Из Реляции Брессани, 1653 год
...Они раскрашивают свои лица в разных стилях и по разным случаям, а многие и все тело, - некоторые поверхностно и временно, другие навсегда - татуировки
Первые раскрашивают себя то в черный, то в красный, то в другие цвета.
Из-за этого кажется будто у одних нарисована борода, другие как-будто носят очки, у некоторых все лицо покрыто полосами разных цветов, а у других только половина, но все они сияют маслом или жиром, на котором замешивают свои краски....
...Черный они обычно соскребают с днища котлов, другие цвета берутся из разной земли , например из озер, или происходят от определенных корней, которые дают очень красивый алый цвет
Причины, по которым они разрисовывают себя, особенно для временной цели, совсем не варварские.
Эта Разрисовка служит им зимой как маска от холода и льда, на войне она не дает показывать предательский, внутренний страх на лице, делает его еще более ужасным для врага и скрывает крайности юности или старости, которые могут воодушевить противника на схватку.
Раскраска служит украшением для участия в народных застольях и собраниях.
Они также раскрашивают пленных, обреченных на сожжение, как жертву, посвященную Богу войны, и украшают их так, как и наши древние украшали своих.
То же самое они делают и со своими мертвыми по тем же причинам, по которым мы украшаем своих...
Мне очень нравится вывод Брессани о сугубо практичном применении раскраски лица, чтобы скрыть свой возраст и не дать, таким образом, врагу вычленить слабых бойцов.
Нечто подобное, но только с другим знаком, делают современные женщины девушки,нанося "боевую раскраску" на свои лица.
Они тоже скрывают свой возраст и дефекты кожи и лица, но не чтобы напугать, а чтобы обратить на себя внимание.
Ты, будешь красивым! А ты напугаешь врага!
Что касается значения цветов и орнаментов, которые наносили на лица и тело, данный источник ни как их не интерпретирует и не расшифровывает.
Можно только догадываться, например, почему одни красили все лицо полосами, а другие только половину.
По цветам в их военном значении кое что известно из других источников.
Например, черный цвет для индейцев северо-востока Северной Америки это цвет вражды и смерти.
В черный раскрашивали пленников, которых собирались сжечь на костре. Черным (темно-пурпурным) был основной фон на поясах-вампумах, которые призывали или напоминали о былой или настоящей вражде.
Наверное, вам будет не безынтересно, как реагировала кожа туземцев на такую раскраску, Брессани вспоминает, что...
Их прикосновение и кожа очень нежные, эта чувствительность, возможно, усиливается мазями, обычно используемыми среди них, как в древности у язычников и у евреев.
Когда у них есть возможность, то они смазывают все тело и особенно волосы, по разным и самым веским причинам.
По мимо мази для ухода за кожей и волосами, чей состав нам уже никогда не узнать, гуроны периодически очищали поры, когда мылись в индейской "бане"...
Они принимают горячие ванны, но очень по варварски.
Для этого они кладут раскаленные докрасна большие камни в маленькую хижину, где собираются по 15 или 20 человек и сидят, как обезьяны, тесно соприкасаясь друг с другом и остаются там в течение нескольких часов, - моясь сам собой, во время яростного пения, до чрезмерной потливости.
Выйдя оттуда, даже в начале зимы они ныряют в какое-нибудь полузамерзшее озеро или реку, откуда, хотя это кажется необъяснимым, они возвращаются без всяких вредных последствий.
Они делают это из суеверий, ради чистоты, здоровья и удовольствия,, так они освежают и бодрят себя в разгар долгих путешествий и избавляются от усталости по возвращении.
Вигвам для потения, используемый в наши дни индейцами племени микмак в своих церемониях
Источник - Франческо Джузеппе Брессани «Breve Relatione», 1653 год
Краткая биографическая справка. Франческо Джузеппе Брессани, г.р. 1612, Рим. Обучался в семинарии ордена иезуитов. В 1636 годе служил в Париже, 1641 году в Дьепе. В 1642 году работал миссионером среди алгонкинов в Канаде, в 1644 году отправился к гуронам, схвачен ирокезами и предан пыткам, выкуплен голландцами.
С 1645 по 1650 год снова работает среди гуронов до их разгрома ирокезами.
В 1651 году вернулся в Италию, где закончил и издал свои Реляции о Канаде.🖐️
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев