Сегодня существует противоречие между необходимостью готовить обучающихся к жизни в условиях иного типа социокультурного развития и системой отношений, в частности системой оценивания результатов обучения.
Новый тип развития предполагает изменение типа культуры и мышления людей, взаимодействие на принципах гуманизма и но вых отношений.
Система оценивания до сих пор базируется на субъект-объектных отношениях. Это мешает развивать самостоятельность и ответственность обучающихся, внутреннюю мотивацию деятельности и учения, умение планировать деятельность, принимать решения.
Существует несколько типологий оценивания.
Чаще всего выделяют оценку в двух формах: 1) качественной (для замеров которой используются методы наблюдения, интервью и др.);
2) количественной (различные виды тестирования, опросники).
Качественную оценку осуществлять сложнее по нескольким причинам:
1. Необходима разработка критериев оценки, учитывающих не только приобретаемые знания и умения.
2. Словесные формулировки оценивания должны соответствовать требованиям к эффективной обратной связи, что трудно осуществить на практике.
3. Качественная оценка требует больше времени на высказывание и дополнительных аргументов.
4. Обобщающая причина – качественная оценка предполагает более глубокую, разностороннюю и последовательную оценку деятельности обучающихся.
Каждая из указанных причин содержит и положительную сторону (глубина, последовательность, точность, аргументированность, систематичность и другие стороны качественного оценивания).
Одной из самых распространенных форм текущей качественной оценки признана диагностическая оценка, направленная на контроль знаний и умений обучающегося с целью создания для него соответствующей траектории обучения.
Она включает самооценку (self-assessment) и перспективную оценку (forward-looking assessment).
По другой классификации различают неформальную (наблюдение, каталогизация, технологические карты, рейтинговое шкалирование, портфолио) и формальную (письменные документы) оценки.
Технология портфолио (от латинских корней «port» – хранилище и «folium» – лист) первоначально возникла в экономике и мире искусства.
В экономике данным термином обозначаются источники, в которых рассредоточена собственность.
В мире искусства – набор способов или средств, с помощью которых специалист может показать весь спектр направлений своей работы и свои достижения.
Например, у архитектора это может быть папка с набором фотографий готовых работ, макетов, инсталляций, планов и т. д..
В сфере образования портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы ХХ века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу.
Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили.
Сейчас во многих странах портфолио используется преподавателями высших и средних учебных заведений для:
а) мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма;
б) определения направлений профессионального развития;
в) представления своих возможностей при приеме на работу и лицензировании.
Портфолио используется студентами и учащимися школ для:
а) оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов;
б) демонстрации своих возможностей и достижений при поступлении на учебу или приеме на работу.
Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального).
Его собирают с разными целями. Поэтому единого определения этой технологии до сих пор нет.
👉🏻 В следующем посте рассмотрим определения, функции, виды портфолио.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев