Формально этого направления не существует, но попробуйте объяснить это любопытному ребенку или настойчивому журналисту.
Стивен Хокинг сравнивал вопрос о том, что было до Большого взрыва, с вопросом о том, что находится южнее Южного полюса. Остроумно, ничего не скажешь. Но какой-то частью сознания мы все равно продолжаем представлять некое "до", некое "ничто", из которого всё появилось. Как будто Вселенная — это вечеринка-сюрприз, и кто-то должен был выключить свет перед тем, как все закричали "Сюрприз!" и включили гирлянды космических объектов.
Современные космологические модели предлагают нам разные версии этого "ничто". Одни говорят о квантовой флуктуации в пред-существующем вакууме. Другие — о столкновении многомерных "бран" в пространстве еще более высоких измерений. Третьи — о цикличной вселенной, которая сжимается до сингулярности, а потом снова расширяется, как космический йо-йо. И все эти объяснения звучат одинаково неубедительно, когда пытаешься понять, откуда взялся первоначальный фон для всей этой активности.
Есть в этой космологической драме что-то от старого анекдота про черепаху, которая держит Землю. "А на чем стоит черепаха?" — "На другой черепахе". — "А та?" — "Знаете, там черепахи до самого низа". Только в нашем случае даже понятие "низа" отсутствует, потому что направление — это уже свойство пространства, которого в "ничто" по определению быть не может.
Самое смешное (или трагичное, как посмотреть) в этой ситуации то, что мы пытаемся использовать законы физики, действующие в нашей Вселенной, чтобы описать состояние, в котором самих этих законов еще не существовало. Это как пытаться описать вкус апельсина человеку, у которого нет органов чувств. Абсурд? Безусловно. Но мы продолжаем пытаться, потому что альтернатива — признать границы нашего понимания — для самовлюбленного человеческого разума невыносима.
Психологическое ничто: можем ли мы концептуализировать отсутствие?
Можем ли мы вообще помыслить ничто? Закройте глаза и попытайтесь представить абсолютное отсутствие всего. Не получается, правда? Вы либо видите черноту (а чернота — это уже что-то), либо представляете пустое пространство (а пространство — это тоже что-то), либо воображаете себя, парящего в пустоте (а вы — это очень даже что-то, поверьте).
Наш мозг — непревзойденный мастер заполнения пустот. Он ненавидит пробелы больше, чем офисный работник ненавидит понедельники. Столкнувшись с отсутствием информации, наш мозг немедленно начинает сочинять истории, создавать образы, генерировать гипотезы — всё, лишь бы не оставаться наедине с пугающей пустотой.
Психологи называют это "когнитивным закрытием" — нашей базовой потребностью в структуре, ясности и ответах. Нам нужно знать, "почему", даже если это "почему" высосано из пальца. Отсюда — конспирологические теории, суеверия и безумные объяснения необъяснимого. "Я не знаю" — самая психологически дискомфортная фраза для большинства людей, сразу после "нам нужно поговорить" и "ваш банковский счет заблокирован".
Дзэнские монахи веками практиковали медитацию на пустоте, пытаясь преодолеть концептуальное мышление и достичь состояния "не-ума". Но даже у них это получалось лишь на короткие моменты, да и то — была ли это настоящая пустота или просто измененное состояние сознания? Как только мы начинаем описывать опыт, мы уже концептуализируем его, а значит — упускаем суть.
Вся наша психическая жизнь структурирована вокруг бинарных оппозиций: свет/тьма, хорошо/плохо, присутствие/отсутствие. Мы можем понять "ничто" только в отношении к "чему-то", как негативное определение. И это фундаментальное ограничение нашего мышления, которое делает истинное понимание "ничто" недостижимым.
Так что следующий раз, когда кто-то спросит вас: "О чем ты думаешь?" и вы ответите: "Да так, ни о чем" — знайте, что вы солгали. Вы всегда думаете о чем-то, даже когда думаете о "ничем". Такова цена обладания мозгом, который эволюционировал для выживания в мире "чего-то", а не для философских размышлений о "ничто".
Культурное ничто: пустые пространства общества
Современная культура испытывает патологический страх пустоты. Мы заполняем каждую секунду нашей жизни контентом, каждый квадратный сантиметр наших городов — рекламой, каждый момент тишины — бессмысленной болтовней. Horror vacui — страх пустоты — из эстетического принципа превратился в диагноз нашей цивилизации.
Посмотрите на свой типичный день: просыпаясь, вы тянетесь к смартфону, чтобы заполнить первые минуты бодрствования информационным шумом. По дороге на работу — подкасты или музыка, чтобы не оставаться наедине со своими мыслями. В офисе — бесконечная череда встреч и имейлов, создающих иллюзию продуктивности. Вечером — сериалы, соцсети, видеоигры — что угодно, лишь бы избежать экзистенциальной тишины.
Наша экономика основана на постоянном производстве и потреблении избыточности. Мы создаем товары, которые никому не нужны, информацию, которую никто не использует, контент, который никто не запоминает — и все это для того, чтобы заполнить пустоту, которую мы сами же и создали, отказавшись от более осмысленных форм существования.
В традиционных японских домах есть концепция "ма" — намеренно пустого пространства, которое не нуждается в заполнении. В минималистской архитектуре пустота не является недостатком — она создает возможность для дыхания, размышления, свободы. Но попробуйте продать квартиру-студию, рекламируя "прекрасную пустоту" как ее главное достоинство, и вы быстро поймете, насколько чужда эта концепция современному западному мышлению.
Социальные сети — идеальная метафора нашего страха пустоты. Постоянный поток обновлений создает иллюзию наполненности, но за ней скрывается глубинная пустота — отсутствие подлинной связи, настоящего общения, реального присутствия. Мы создали цифровые заменители реальности, потому что реальность с ее неизбежными пустотами и паузами кажется нам невыносимой.
Возможно, наша одержимость заполнением пустоты — это просто попытка убежать от смерти, единственной настоящей пустоты, которая ждет каждого из нас. Как сказал бы Паскаль, все беды человека происходят от того, что он не может спокойно сидеть в своей комнате. А может быть, мы просто еще не научились ценить пустоту как необходимое условие для подлинного творчества, роста и свободы.
Заключение: парадоксальное существование ничего
Итак, что же такое "ничто" и может ли оно существовать? После нашего путешествия через философию, физику, космологию, психологию и культуру, мы приходим к парадоксальному выводу: ничто существует только как концепция, и даже в этом качестве оно противоречит само себе.
Физический вакуум оказался кипящим котлом виртуальных частиц. Космологическое "ничто" до Большого взрыва — либо недоступной для понимания сингулярностью, либо чем-то, что требует полного пересмотра наших понятий о времени и причинности. Психологическое "ничто" невозможно помыслить, не превращая его в "нечто". А культурная пустота так пугает нас, что мы заполняем ее любым доступным хламом, лишь бы не встречаться с ней лицом к лицу.
Ничто — это горизонт нашего мышления, линия, к которой мы можем приближаться, но никогда не достигнем. Оно существует как отрицание, как граница, как то, что определяет "что-то" через свое отсутствие. И в этом смысле, "ничто" парадоксально необходимо для существования "чего-то".
Возможно, вместо того чтобы пытаться определить "ничто", нам стоит научиться жить с неопределенностью и неполнотой нашего знания. Принять, что некоторые вопросы не имеют окончательных ответов, а некоторые концепции всегда будут ускользать от нашего понимания.
Или, как сказал бы Витгенштейн: "О чем невозможно говорить, о том следует молчать". Но где бы мы были, если бы действительно следовали этому совету? Наверное, сидели бы в тишине и созерцали пустоту. А это уже похоже на медитацию, которая, как утверждают буддисты, является единственным способом по-настоящему постичь пустоту.
Так что вместо заключения — пауза. Момент тишины. Пространство для вашей собственной мысли. Возможно, в этой паузе вы подойдете к пониманию "ничто" ближе, чем за все время чтения этой статьи. Или не подойдете. В конце концов, в этом и заключается красота парадокса: окончательного ответа нет, и, возможно, это единственный честный ответ на вопрос о существовании "ничто".
Занимательная физика
Комментарии 12
Афанасий был значительно выше Александра, с кожей цвета какао. В отличие от брата, он не писал стихов, а говорил исключительно афоризмами. Он однажды заявил:
"Рифмы — это цепи для ума. А свобода — в тишине."
Жил Афанасий в Петербурге, но никогда не появлялся при дворе. Говорили, что он дружил с молниями, мог разговаривать с кошками на арабском языке и однажды выиграл дуэль, просто посмотрев на противника.
Однажды Афанасий Сергеевич ушёл из дома, сказав:
"Я написал одну строчку ветру, и он унес её в Африку. Я последую за ней."
С тех пор его не видели. Но, как уверяли современники поэта, когда Пушкин писал "Я памятник себе воздвиг...", за окном стояла тень — высокая, тёмная. В её руках была трость старшего брата.
Разум не может представить себе Ничто. И не может представить себе Бесконечность. Это говорит о том, что наше понятие мироздания не верно в принципе. И наши законы физики лишь костыли для нашей несовершенной жизни.
Лично я считаю, что основой и первопричиной всего есть информация. И элементарные кирпичики её - это Есть/Нет. Или 1/0, как в компьютерной информатике. Не даром весь мир у нас бинарный, как было сказано. Свет/тьма, плохо/хорошо, жизнь/смерть и так далее.