Женский свадебный костюм.
Приведем описание свадьбы барабинских татар конца XIX в.: «…невеста наряжается в свои лучшие праздничные одежды, надевает на себя все серебряные и золотые украшения, которые имеет, и приглашает девушек, которые покрывают ей голову и почти закрывают лицо белым покрывалом. Между тем юрту невесты разделяют пополам занавеской, за которой невеста и ожидает свадебного обряда».
В число элементов нижней одежды входят рубаха, нижний нагрудник и штаны. Это сочетание присуще практически каждому комплексу костюма и является его традиционной основой. Женская туникообразная рубаха идентична мужской. В отличие от мужских женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток.
Штаны - неотъемлемый элемент традиционной нижней одежды женщин. Основные их типы – «штаны с широким шагом» по покрою аналогичны мужским.
Поверх нижней рубашки и штанов надевалось платье, которое могли называть казанско-татарским термином кульмяк, или - «по-сибирски» килек, койлёк, кыляк. Традиционно платья шили длинными (до щиколоток), широкими, с длинными широкими рукавами, причем рукава должны были закрывать кисти рук почти полностью. Воротник выполнялся в виде невысокой стойки, грудной разрез был недлинным, часто оформлен планкой, застегивался на пуговицы.
Качество ткани напрямую зависело от материального уровня владелицы и предназначения платья (повседневное или праздничное), а расцветка и рисунок - от возраста и эстетических предпочтений. Свадебное платье чаще всего было с бархатной ткани, обязательно красным, бордовым, или алым цветом.
Поверх платья надевалась выкроенная распашная плечевая одежда с рукавами или без рукавов, для видового обозначения которых мы примем термины «жакет» и «безрукавка» как наиболее нейтральные и отражающие суть этого вида одежды.
Больше оригинальности сохранили женские головные уборы: свадебное домотканое белое покрывало (бөркәнчек), волосник-повязка (маңгайча); позднее - особый вид женского калфачка-шапочки (түбәтәй калфак).
Одним из наиболее древних, архаичных обрядов являются обряды покрывания и снятия покрывала с лица невесты. У сибирских татар этот обряд был известен достаточно широко. Невеста, как правило, находилась под покрывалом во время свадебной церемонии; обряд открывания лица невесты проходил либо перед первой брачной ночью, либо по окончании свадебных торжеств в доме жениха (наиболее распространенный вариант).
Мужской свадебный костюм.
От поволжскоприуральских татар сибирские татары переняли такой обычай - при отправлении жениха к невесте его одевают женатые братья и товарищи: подпоясывая, прячут концы пояса, таким образом проверяя смекалку невесты.
Для свадебной рубахи жениху выбирали белую хлопчатобумажную ткань, украшая традиционно сшитую рубаху вышивкой в технике тамбур одноцветным растительным орнаментом. У татар, особенно казанских, преобладала рубаха с воротником стойкой. Распространение получила рубаха с боковым грудным разрезом, в отличие от русской косоворотки, разрез делался на правой стороне груди.
Штаны по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Мужские штаны шили обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины предпочитали однотонные. Праздничные и свадебные жениховы штаны шились из домотканины с мелкими и яркими браными узорами.
Праздничную рубаху и штаны дополняли нарядным поясом билбау. Им подпоясывали исключительно верхнюю одежду. Использовались в основном матерчатые пояса: самотканые, сшитые из фабричной ткани, реже вязанные из шерстяных ниток. Ношение матерчатых поясов поверх распашной одежды имеет у татар глубокую традицию. Об этом, в частности, говорит наличие в свадебном обряде казанских татар обычая развязывания пояса жениха невестой. Пояс здесь выполнял охранную функцию, и его снятие являлось символом закрепления права жены.
Обязательным элементом мужского костюма был головной убор. Домашним и летним выходным убором была тюбетейка
В городах же, особенно среди более образованных и состоятельных слоев общества, среди татарской интеллигенции была популярна свадебная одежда европейского образца. Но при этом на невесте был обязателен нарядный, вышитый белым жемчугом калфачок, на женихе – черная бархатная тюбетейка.
Источники:
Аминов П.Г. Опыт реконструкции традиционного татарского мужского свадебного комплекса // Древние и традиционные культуры во взаимодействии со средой обитания: проблемы исторической реконструкции : материалы II Междунар. междисциплинар. конф., Челябинск, Россия, 12–14 апреля 2023 г. / отв. ред. Е. В. Куприянова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2023. С. 173-178.
Коломиец О.П. Исследование этнокультурных связей по материалам свадебной обрядности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5 (11): в 4-х ч. Ч. I. C. 98-102.
Смирнова Е.Ю. Одежда татар Среднего Прииртышья: этнокультурные связи и контакты. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. 112 с.
Суслова, С. В. Татарский костюм : историко-этнологическое исследование / Светлана Суслова. Казань: Татар. кн. изд-во, 2018. 239 с., с илл.
На фото
Семейная пара сибирских татар, Петропавловск, 1911 г.
Нет комментариев