Житие преподобного отца нашего Агапита, врача безмездного*
Память 1(14) июня
«Когда преподобный отец наш Антоний Печерский был прославлен даром исцеления, пришел к нему в пещеру из Киева блаженный Агапит, желая получить душевное исцеление через пострижение в иноческий чин; удостоившись желаемого, он всем сердцем последовал ангелоподобному житию преподобного Антония, руководясь и его наставлениями», – так начинается описание жития прп. Агапита у святителя Димитрия Ростовского.
Душевным недугом, от которого стремился исцелиться блаженный, по преданию была печаль, томящая душу тоской – усугубленная духом уныния. Желание же монашеского пострига, нужно видеть не следствием вынужденным болезнью, а разумным и свободным произволением, которому болезнь, только, придала ходу. Ведь монашество – это искание совершенства, полагаемое в ежедневных трудах и подвигах по исправлению своей жизни: в искоренении злых привычек – страстей и привитии добрых навыков, именуемых добродетелями.
Блаженный, видимо, понимал, что болезнь – это следствие греховности, следствие вражды с Богом, закрепившейся в нем в незнании Евангельских Заповедей и неизбежном их нарушении, что и является грехом. Получить каким-то образом исцеление, без исправления себя, это означало бы стать обреченным на возвращение болезни, которое в таких случаях бывает с худшими проявлениями. Исправиться самому, без опытного руководства, без знания способов исправления – дело немыслимое. Для желающих исправляться, совершенствоваться и спасаться Господь ведь не только основал Церковь и установил Таинства, но и воспитывает всегда, начав с Апостолов, и посылает, к готовым принять Его руководство, опытных духовных руководителей. Одним из таких и был преподобный Антоний, к которому пришел блаженный Агапит и стал его учеником.
Положение начала своего исправления: произнесение монашеских обетов и молитвенное покровительство богоносного старца отогнало болезнь от души блаженного, а пользование всегдашними наставлениями преподобного Антония позволило прочно закрепить состояние мира с Богом и привлекло обильную благодать.
Подражая подвигам своего наставника, блаженный Агапит взял на себя послушание ухаживать за заболевшими братиями из числа монахов, он стал сиделкой для лежачих больных, кормя их и нося на руках. Когда же иноки начали исцеляться по его молитвам, к святому стали приходить и люди из Киева, и со всей округи.
Слава о нем широко распространилась и дошла даже до княжеского двора. За исцелением к преподобному приходили с болезнями, которые не поддавались лечению лучших докторов того времени. Реальной историей из жизни святого Агапита, подтвержденной историческими документами, является исцеление Владимира Мономаха, бывшего тогда князем Черниговским.
Князя лечил известный иностранный врач-армянин, однако болезнь всё усугублялась. Прослышав же о способностях преподобного Агапита, князь просил прислать его ко двору. Однако святой старательно избегал славы. Он считал, что не должно быть неравного отношения к простым людям и знати, и решил, что, однажды выйдя к больному, пусть и князю, за ворота, он должен будет ходить ко всем больным. А поскольку монахи не покидают монастырь без крайней необходимости, святой посчитал невозможным для себя пребывание вне обители. Он решительно отказался идти ко двору, передав вместо этого от своего стола немного травы, съев которую князь исцелился.
В благодарность же святому Агапиту князь Владимир сам пришел в монастырь. Но и тут преподобный Агапит, опасаясь славы, почестей и награды укрылся в своей келье и не открывал. Тогда исцеленный князь сделал пожертвование святой обители, а к келье Агапита направил боярина с золотом. Святой же ответил ему, что денег за лечение не берет ни с кого, ведь исцеляет Господь; а князю просил сказать, чтобы он раздал имение бедным, ведь все богатство княжеское дано ему Богом, поэтому князю нужно заботиться о нуждающихся, ибо в среде обездоленных находится Сам Христос. Преподобный Агапит предрек и возвращение болезни князя в случае, если он не станет более милосердным. Возможно, именно благодаря этому уроку святого князь Черниговский и прославился как Владимир Мономах, став мудрым и справедливым правителем.
Интересна также история «противостояния» врача-армянина, лечившего князя Владимира и обслуживавшего несколько других княжеских дворов тогдашней Киевской Руси, преподобному Агапиту, а точнее, искренней вере святого. По преданию этот врач имел «дар» узнавать день смерти человека, так сказать, был хорошим диагностом, но человеком жестоким: он хвалился тем, что может по определенным симптомам узнать дату смерти человека с точностью до дня. Соответственно, этот врач отказывался лечить таких людей, называя их приговоренными и повергая в отчаяние перед смертью. Однако святой Агапит, в духе истинного Православия, поддерживал веру и надежду даже в тяжелобольных людях. Кроме того, преподобный исцелял обращавшихся за помощью молитвой, призывая и их больше молиться и каяться в своих грехах; научал и правилам благочестивой жизни, усвоенным им самим под руководством святого Антония. Примирившись однажды с Богом он и приходящих к нему направлял к такому же примирению, видя в этом первостепенную задачу для каждого спотыкающегося в страстях и падающего в грехах христианина. Таким образом он исцелял у больных и тело, и душу: готовя их к праведной жизни на земле, а по сем, и к блаженной кончине, и к жизни Вечной со всеми почившими праведниками в Царствии Небесном.
Нет комментариев