Иранская архитектура или персидская архитектура - архитектура современного Ирана , у которого есть НЕПРЕРЫВНАЯ история по крайней мере от 5 000 лет до нашей эры с характерными примерами, распределенными по обширной области из Турции и Ирака в Северную Индию и Таджикистан, и от Кавказа до Занзибара. Персидские здания варьируются от крестьянских хижин до чайных домиков и сада, павильонов к «некоторым самым величественным структурам, которые когда-либо видел мир».
Иран признан ЮНЕСКО, как являющимся одной из колыбелей цивилизации.
КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ
В целом, традиционная архитектура иранских земель всюду по возрастам может быть категоризирована в шесть после классов или стилей («sabk»):
ЗОРОАСТРИЕЦ:
Стиль Parsian (вплоть до третьего века до н.э) включая:
Стиль Pre-Parsian (вплоть до восьмого века до н.э), например, Chogha Zanbil,
Средний стиль (от восьмого до шестого века до н.э),
АХЕМЕНИДСКИЙ СТИЛЬ(от шестого до четвертого века до н.э) проявляющий в строительстве захватывающих городов, используемых для управления и проживания (таких как Персеполь, Сузы, Экбатана), храмы, сделанные для вероисповедания и социальных сборов (таких как зороастрийские храмы), и мавзолеи, установленные в честь упавших королей (таких как могила похорон Сайруса Великое),
Со следующих эр ПАРФЯНСКИЙ СТИЛЬ включает проекты:
Эра Seleucid, например, Храм Anahita, Khorheh,
Парфянская эра, например, королевские составы в Nysa,
Эра Sassanid, например, Ghal'eh Dokhtar, Taq-i Kisra, Bishapur,
ИСЛАМСКИЙ:
Стиль ХОРАСАНИ (от последнего 7-го до конца 10-го века CE), например, Мечеть Jameh Нейна и Мечеть Jameh Исфахана,
Стиль Razi (с 11-го века к монгольскому периоду вторжения), который включает методы и устройства следующих периодов:
Период САМАНИД, например, Мавзолей Samanid,
Период ЗИЯРИД, например, Gonbad-e Qabus,
Период СЕЛЬДЖУКИД, например, башни Kharraqan,
Стиль AЗАРИ (с конца 13-го века к появлению Династии Сефевидов в 16-м веке), например, Soltaniyeh, Аргумент-i Alishah, Мечеть Jameh Varamin, Мечеть Goharshad, мечеть Биби Хэнум в Samarqand, могиле Абдаса-Самада, Гур-э Амира, мечети Jameh Йезда
Охват стиля ИСФАХАНИ через Safavid, Afsharid, Zand и династии Qajarid, начинающие с 16-го века вперед, например, Chehelsotoon, Али Кэпу, Аги Бозорга Моска, Кашана, Шаха Моска, Шейха Лотфа Аллаха Моска.
Доступные строительные материалы диктуют главные формы в традиционной иранской архитектуре. Тяжелые глины, легко доступные в различных местах всюду по плато, поощрили развитие самого примитивного из всех строительных методов, формировали грязь, сжатую максимально единогласно и позволенную высохнуть. Эта техника, используемая в Иране с древних времен, полностью никогда не оставлялась. Изобилие тяжелой пластмассовой земли, вместе со стойким известковым строительным раствором, также облегчило развитие и использование кирпича.
Геометрия
Иранская архитектура использует богатую символическую геометрию, используя чистые формы, такие как круги и квадраты, и планы основаны на часто симметрических расположениях, показывающих прямоугольные внутренние дворы и залы.
Дизайн
Определенные элементы дизайна персидской архитектуры сохранились всюду по истории Ирана. Самым поразительным является отмеченный нащупывающий масштаб и проницательное использование простых и крупных форм. Последовательность декоративных предпочтений, набора портала с высокой аркой в пределах перерыва, колонок с капиталами скобки и текущих типов плана и возвышения может также быть упомянута. Через возрасты эти элементы повторились в абсолютно различных типах зданий, построенных для различных программ и под патронажем длинной последовательности правителей.
Подъезд с колоннами или длиннополый халат, замеченный в вырезанных в скале могилах под Персеполем, вновь появляется в храмах Sassanid, и в последние исламские времена это использовалось в качестве портика дворца или мечети, и приспособилось даже к архитектуре придорожных чайных. Точно так же gonbad на четырех арках, настолько характерных для времен Sassanid, является тихим, которое будет найдено на многих кладбищах и Imamzadehs через Иран сегодня. Понятие земных башен, достигающих к небу, чтобы смешаться с божественными башнями небес, продлилось в 19-й век, в то время как внутренний суд и бассейн, угловой вход и обширное художественное оформление древние, но все еще распространенные, особенности иранской архитектуры.
Предысламская архитектура Персии
Предысламские стили привлекают 3 000 - 4 000 лет архитектурного развития от различных цивилизаций иранского плато. Постисламская архитектура Ирана в свою очередь, тянет идеи от своего предысламского предшественника и имеет геометрические и повторные формы, а также поверхности, которые богато украшены застекленными плитками, вырезанной штукатуркой, скопировали кладку, цветочные мотивы и каллиграфию.
Каждый из периодов Elamites, ахеменидов, Parthians и Sassanids был создателями большой архитектуры, которая, по возрастам, распространялась повсюду далеко к другим культурам. Хотя Иран перенес свою долю разрушения, включая решение Александра Великого сжечь Персеполь, там достаточны, остается формировать картину его классической архитектуры.
Ахемениды основывались на большом масштабе. Художники и материалы, которые они использовали, были введены от практически всех территорий того, что было тогда самым большим государством в мире. Пасаргады устанавливают норму: его город был расположен в обширном парке с мостами, садами, colonnaded дворцы и открытые павильоны колонки. Пасаргады наряду с Сузами и Персеполем выразили власть Короля Королей, лестниц последней записи во вспомогательной скульптуре обширная степень имперской границы. Дэвэзда Чешмех-Бридж Amol, Старый город Иран architectur, Kamboj, Шеклех Шах.
Например, округлость города Багдада в эру Abbasid, пункты к ее персидским прецедентам, таким как Firouzabad в Фарсе. Аль-Мансур нанял двух проектировщиков, чтобы запланировать дизайн города: Naubakht, бывший персидский зороастриец, который также решил, что дата фонда города должна быть астрологически значительной, и Машаллах ибн Атари, бывший еврей от Khorasan.
ЮНЕСКО определял объекты Всемирного наследия
Ниже представлен список объектов Всемирного наследия, разработанных или построенных иранцами (персы), или разработанный и построенный в стиле иранской архитектуры:
В ИРАНЕ:
Культурный пейзаж, Керман
Нэгш-ай Джахан-Сквер, Исфахан
Демавенд, Mazandaran
Пасаргады, Фарс
Персеполь, Фарс
Tchogha Zanbil, Khuzestan
Тэхт-э Солеимен, западный Азербайджан
Купол Soltaniyeh, Зенджан
Надпись Behistun
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИРАНА:
Тадж-Махал, Индия - разработанный Империей Великих Моголов
Минарет пробки, Афганистан
Могила Humayun, Индия
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясэви, Казахстан
Исторический центр Бухары
Исторический центр Shahrisabz
Самарканд - Перекресток культур
Цитадель, древние здания города и крепости Darband, Дагестан
Сады Baha'i
Премии
Премия архитектуры Mirmiran http://www . mirmiran-arch.org /
Премия Memar: набор премии для лучших Архитектурных дизайнов года в Иране
Премия Ага-хана за архитектуру.
Победители:
Баг-э-Фердоуси, Тегеран. 1999-2001
Новая Жизнь для Старых Структур, Различных местоположений. 1999-2001
Shushtar новый город, Shushtar. 1984-1986
Али Кэпу, Chehel Sutun и Hasht Behesht, Исфахан. 1978-1980
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев