По названиям рек, издавна присвоенным им местными жителями и сохранившимся до сих пор, можно судить не только о свойствах рек (черная, быстрая и т. д.) и о гидрологическом характере их («ва» — река, «шор» — речка, «ю» — ручей), но представляется возможным также проследить некоторые миграционные процессы населения в пределах Прикамья и смежных территорий. В географических терминах получили отражение история народов коми и связь языка коми с другими языками нашей страны. В названиях населенных пунктов часто встречается окончание «горт», означающее — «деревня», «дом» (Пешнигорт, Вильгорт), которое произошло от древнего коми слова «гор» -очаг, печь. Однако здесь много населенных пунктов, названия которых имеют и другие видовые окончания, например «кар», «кор» (Кудымкар, Майкор), попавшие сюда от скифо-сарматов — древних народов юга нашей страны.
Часто в названиях рек северо-востока Европы встречаются окончания: «я», «ю», «шор», «ва», «ма», «дын», «на»- и др. Все эти названия означали в свое время на языке какого-либо племени «вода» и «река». На языке коми и теперь еще «вода» и «река» называются одним словом — «ва». «Ю» в древности, у предков коми, также означало «вода». Существующие и теперь в коми языке глагол (юны) «пить» и его повелительное наклонение (ю) «пей», несомненно, произошли от этого слова. Слово «ю» обозначает «река» на языке манси (вогулов). Пермяки усвоили для обозначения реки и термин «шор».
Реки играли особо выдающуюся роль в жиэни народов древности и средневековья, а отчасти и в более поздние времена. По ним происходила, очевидно, миграция племен. Каждое новое племя, заселявшее берега той или другой реки, давало свое название рекам (часто свое племенное имя — тотем) или добавляло к непонятному ему, ранее уже существовавшему названию слово «река» на своем языке. Поэтому в названиях рек на Европейском северо-востоке иногда встречаются наслоения нескольких слов, обозначающих «река» -и- «река», например Вишера (Ва-шор-а), — составное название из слов «река» и «река»; или р. Шордын, иначе Чердынь («шор» — река и «дын», «дон», «дин», ныне на коми языке означающие «устье», «близ», «место»).
Слово «ва», в значении «река», издавна завоевало господствующее место во всем Прикамье, включая территорию как Коми-Пермяцкого округа, так и к югу и востоку от него. Таковы: Иньва, в переводе на русский язык — женская река, Айва — мужская река, Сылва — талая река и т. д.
«Ва» исторически двигалось на север: по Колве на притоки Печоры (Мылва и Сойва), на правые притоки Оби (Сосьва, Лозьва) и на северо-запад— по Верхней Каме (по Н. Я. Марру в древности называвшейся «Комала»), через Весляну на Сысолу, переходя в звуковом отношении из «ва» в «ла». Так, Весляна имеет три отложения [Вес-ла(ва)-на], Сысола — три [сы-сол-ла (ва)].
Анализ речной номенклатуры территории расселения народов коми позволяет установить весьма интересные факты:
1) названия рек обычно усложняются по мере движения от крупных рек (в частности Камы) к мелким; такие реки, как Кама, были широко известны многим народам и потому сохранили единое название: в верховьях крупных рек и их важнейших притоков расселялись основные массы населения;
2) в названиях рек в районах расселения коми (северных и пермяков) наблюдается миграция слов «шор», «дин», «ю» — с севера на юг, т. е. против течения рек Вычегодского бассейна, «ва» или «ла» — с юга на север, вверх по Каме, что дает возможность судить о подобной же миграции и носителей этих слов — народов; 3) большинство притоков Камы имеет однозначную номенклатуру, что показывает на устойчивость в этих местах одной древней культуры в продолжение длительного периода.
Реки были не только основными путями сообщения. На, их берегах, как и вблизи озер, располагались поселки местных жителей. Об этом говорят и многочисленные археологические находки («камские или чудские древности»), в изобилии найденные в районе северной излучины Камы и верховьев Вычегды, на берегах рек и озер.
В настоящее время уже почти установлено, что Прикамье, в частности устье р. Чусовая, — самое древнее местожительство на здешнем севере, возможно и на Урале. Экспедиции, проводившие здесь археологические и геологические раскопки в 1939—1945 гг., открыли новый замечательный памятник палеолитической (древнекаменной) эпохи. Открытая ими стоянка Талицкого эпохи палеолита у дер. Остров позволяет говорить, что устье р. Чусовая было освоено человеческим коллективом еще 20—25 тыс. лет назад. На основе изучения остатков орудий труда со стоянки Талицкого исследователи пришли к выводу, что они схожи по культуре с палеолитическими памятниками Сибири, хотя стоянка располагается в Европе. Это дает основание предполагать, что в те отдаленные времена Урал и Сибирь принадлежали одному культурному миру. Устье р. Чусовая богато и памятниками неолита (новокаменной эпохи)...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев