Бог Чандра ("сверкающий", "луна") – индийский бог Луны, покровитель растений, сын Атри и Анусуйи. Само имя "Чандра" образовано от слова "Чади", то есть "умилостивлять" (перевод с санскрита).
Другим именем бога Луны являются: "Сома" - бог невидимой Луны, находящейся за гранью человеческого восприятия; Сарвагьяйя – всезнающий; Нишакарайя – творец ночи; Тарадхишайя – повелитель звезд. В Ведических писаниях можно встретить имя Маномайя – олицетворение ума, подсознания.
Днем Луны во многих языках и культурах, как и в Индии, является понедельник. Это явно просматривается в словообразовании дня недели во многих языках различных культур. Например: monday (от англ. moon - луна), lundi (от франц. lune - луна), lunes (от исп. Luna - луна) и т.п. На санскрите понедельник – "Sōmavāra".
Для многих понедельник является самым тяжелым и нервным днем недели, однако он сам по себе обладает положительной лунной успокаивающей энергией. Это связано с тем, что человек перестал считать себя частью вселенной и стал чрезмерно восхвалять свое внутреннее "эго". Понедельник – день домашнего очага и семьи. В ведической астрологии луна (Чандра) считается благотворной планетой. В понедельник необходимо уделять внимание близким и не перегружать себя ненужными делами.
Храм Луны, где поклоняются Чандре, расположен в Индии в г. Тхингалур. Построен он в VII веке н.э. и представляет собой небольшое белое строение, на крыше которого видно изображение Шивы.
Айяппа — индуистское локальное божество, сын бога Шивы от принявшего женское обличье бога Вишну. Согласно пураническим легендам, Вишну принял вид женского существа Мохини, к которому и воспылал страстью Шива. Был воспитан людьми, прославился как искусный охотник, укротитель диких зверей и победитель злых демонов.
Айяппа для своих почитателей предстаёт как универсальное божество (Параматма), символизирующее единство и гармонию. Также он известен под именами Харихаран, Айянар и Маниканта; последнее имя ему дал, согласно легенде, царь Кералы, воспитавший его. Согласно легендам, принял обет безбрачия. Согласно некоторым толкованиям Амара-коши, Айяппа может считаться Буддой.
Культ Айяппы распространён в первую очередь на юге страны, в штате Керала. В XX веке число почитающих это божество значительно увеличилось, что даже способствовало улучшению состояния транспортной сферы на юге Индии. Крупнейший храм Айяппа расположен в Сабаримале, Керала, ежегодно посещают более 30 миллионов паломников, что делает его одним из крупнейших мест паломничеств в мире. Паломники, отправляющиеся в храм, одеты, как правило, в особые шафрановые дхоти чёрного и голубого цвета. Храм, посвящённый непосредственно Айяппе, был возведён в городе Патанамтитта в 1937 году (377 году правления местной династии. При посещении этого храма принято пренебрегать кастовыми различиями. Почитание Айяппы распространено также в штате Тамилнад.
Ганеша, или Ганапати — в индуизме бог мудрости и благополучия с головой слона. Один из наиболее известных и почитаемых богов индуистского пантеона.
Часто перед его именем добавляется уважительная приставка Шри-. Одним из популярных способов поклонения Ганеше является произнесение нараспев Ганеша-сахасранама (санскр. गणेश सहस्रनाम, «тысяча имён Ганеши»), каждое из которых символизирует отдельный аспект бога, и Ганапати-сукты.
Сын Шивы и Парвати. При этом пуранические мифы противоречат друг другу, описывая рождение Ганеши. В одних случаях говорится, что Ганеша создан Шивой, в других — он создан Парвати, в третьих — совместно Шивой и Парвати. Известны варианты, в которых Ганеша явился миру непостижимым образом и был обнаружен Шивой и Парвати, усыновившими его.
Брат Ганеши — Сканда (Картикея, Муруган). В северной части Индии принято считать, что старший из братьев — Сканда. В южной части первенство рождения приписывают Ганеше. Сканда почитался важным воинственным божеством в период с V века до н. э. по VI век н. э. Массовое поклонение Ганеше началось после заката культа Сканды.
Расходятся мнения мифов и в отношении семейного положения Ганеши. Часть мифов относит Ганешу к брахмачарьям, которые не могли жениться. Это мнение широко распространено на юге Индии и, частично, — в северной её части.
По другой версии Ганеша ассоциируется с такими идеями как Буддхи (интеллект, разум), Сиддхи (успех) и Риддхи (процветание). Иногда эти идеи (концепции) персонифицировались в одноимённых божеств, которые признавались жёнами Ганеши.
Ещё один вариант утверждает, что женой Ганеши была богиня культуры и искусств Сарасвати или богиня удачи и процветания Лакшми.
Версия, распространенная в Бенгалии, соединяет Ганешу узами с банановым деревом Кала Бо.
Дурга — богиня древнеиндийской мифологии, одна из самых популярных богинь в индуизме. Известна также под именами: Парвати — «горная», Кали — «чёрная», Bhairavî — «страшная».
Как супруга Шивы, разрушителя и одного из 3-х лиц индийской Тримурти, она выступает в своей грозной форме: страшна, гневлива, требует кровавых жертв. Существуют указания на обычай принесения ей в жертву людей в древности.
С другой стороны, она является благой покровительницей женщин и призывается ими при родах. Также призывается, чтобы установить равновесие и гармонию, покой и благополучие. По преданию живёт в горах Виндхья в окружении восьми помощниц-йогинь.
Из подвигов Дурги главный — её победоносный бой с буйволовидным демоном Махиша, который раньше победил даже бога громовника Индру. Богине Дурге посвящена светлая половина месяца Ашвина, первого месяца индийского лунного года. Празднества в её честь, сопровождаемые жертвоприношением животных, очень популярны в Индостане.
Каждый из богов даровал Дурге какое-либо оружие. Поэтому Дургу призывают как для защиты, так и для разрушения всего, что мешает дальнейшему развитию. Мантры, посвящённые богине Дурге, не столько уничтожают отрицательные силы в прямом смысле, сколько преобразуют, трансформируют их. Дурга приносит победы над преградами, болями и страданиями.
Кали — богиня в индуизме, одна из десяти дашамахавидья. Кали является яростной формой Шакти и появляется в мифологии как уничтожитель демонов. Гнев Кали настолько ужасен, что грозит существованию мира, поэтому особая тема в мифологии — усмирение Кали. Также в мифологии Кали — защитница богов и дарующая освобождение. Последователи тантрического шактизма и различных тантрических сект поклоняются ей, как высшей реальности или Брахману. Кали является объектом поклонения множества культов и религиозных течений. Кали часто изображается стоящей или танцующей на своем супруге, боге Шиве.
Почитание Кали особенно распространено в Бенгалии, где находится один из старейших посвящённых ей, храм Калигхата (город Калькутта). Второй из лучших храмов Кали находится в Дакшинешваре. Почитатели Кали в ритуальных целях пили вино. Во время ритуала верующие тремя глотками пили священную воду, наносили на межбровье красным порошком отметину. Изображению богини подносились красные цветы и возжигали свечи. Затем читалась молитва, после чего, вдыхая аромат жертвенного цветка, верующие ели жертвенные подношения. Праздник в честь богини отмечался в начале сентября.
Расцвет культа Кали пришёлся на период султанатов XIII—XIV веков. С XII по XIX века в Индии была распространена тайная секта тхагов — фанатиков, посвятивших себя служению Кали как богине смерти и разрушения.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2