Отдыхающая девушка на сборе урожая
Редко кто из художников первой половины 19-го века, начинавших работать в классическом традиционном стиле, не касался красот финской природы. Лесистые раздолья, суровые гранитные скалы, мощные лесные водопады, бескрайние реки — всё это находило отражение на полотнах финских пейзажистов. К крупнейшим из них относят следующих мастеров, творивших в начале и первой половине 19-го века:
- Вернер Холмберг
- Оскар Клейнех (писал также в стиле маринизм)
- Рейдар Сярястёниеми
Альберт Эдельфельт — открытие истинной Финляндии.
Финляндия начала поднимать голову в плане своего обращения к академической форме живописи с самого вхождения в состав Российской Империи, но Европа заметила это только тогда, когда на живописной сцене появился талантливый швед, всей душой ощущавший себя финном — Альберт Эдельфельт.
Он тоже начинал работать в академическом стиле, обучаясь попеременно в Бельгии и Франции, но после многолетней пробы пера решает сменить стиль и становится родоначальником финского реализма, умело сочетающего в себе наработки классического видения окружающего мира и вплетения в него видимого художником финского быта.
Именно этому художнику удалось обустроить финский павильон на знаменитой Парижской выставке 1900 года, когда Европа смогла познакомиться с работами самого Эдельфельта и других финских мастеров.
Эдельфельт одним из первых касается темы финского крестьянства так, что зритель, глядя на его полотна, проникается глубиной трагизма жизненной ситуации, в которой приходится существовать крестьянам, прачкам, лесорубам, рыбакам. Так рождается полотно «Бабы из Руохолахти», изображающее простых пожилых сельчан, занятых неспешной беседой. Одеты они чисто, но бедно, на их лицах — усталость и смирение жизнью
Комментарии 7
Осенью 1902 года у художника случился серьёзный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. Эту картину он написал сразу после выхода из больницы. Как и в других работах художника здесь царит меланхоличная атмосфера. На картине изображены два мальчика, несущие на носилках ангела с перевязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально глядит прямо на зрителя, и непонятно, то ли его взгляд означает сочувствие к раненому, то ли презрение. Пейзаж намеренно сделан суровым и печальным, но умиротворённым. Картина может символизировать, в зависимости от интерпретации, как земное начало, помогающее духу, так и дух, утопающий в земном начале.
На самом простом уровне понимания картина символизирует детскую невинность. Второй план состоит из чувств...Ещё"Раненый ангел" (фин. Haavoittunut enkeli) — самая известная картина финского художника Хуго Симберга. Она сыграла существенную роль в признании его как заметного явления в финской живописи.
Осенью 1902 года у художника случился серьёзный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. Эту картину он написал сразу после выхода из больницы. Как и в других работах художника здесь царит меланхоличная атмосфера. На картине изображены два мальчика, несущие на носилках ангела с перевязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально глядит прямо на зрителя, и непонятно, то ли его взгляд означает сочувствие к раненому, то ли презрение. Пейзаж намеренно сделан суровым и печальным, но умиротворённым. Картина может символизировать, в зависимости от интерпретации, как земное начало, помогающее духу, так и дух, утопающий в земном начале.
На самом простом уровне понимания картина символизирует детскую невинность. Второй план состоит из чувств художника, возвращающегося к жизни после тяжёлой болезни. Здесь жизнь и идеалы смешаны с близостью смерти и эфемерности живого. Тёмные костюмы мальчиков могут быть также поняты как символ смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, давая им понять, что темы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение.
Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы, однако, известно, что во время написания картины художник был болен менингитом, а эта картина была для него источником силы и стимулом к выздоровлению. В 1905—1906 гг. Хуго Симберг расписывал Кафедральный собор Тампере и на одной из фресок воссоздал сюжет «Раненого ангела».
Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих художественных произведениях. Клип метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».