Существует две почти одинаковых картины Леонардо да Винчи.Одна хранится в Лондоне,а другая в Лувре.
ПОЧЕМУ ЛЕОНАРДО НАРИСОВАЛ ДВЕ ПОЧТИ ОДИНАКОВЫЕ КАРТИНЫ?
В 1483 г. «Мадонну в скалах» заказали Леонардо да Винчи монахи братства
Святого Франциска для алтаря в часовне Непорочного Зачатия Девы.
Братья Амброджо и Еванджелиста да Предис поступили в подмастерья к нему.
Ученые спорят об этом произведении уже не один десяток лет, поскольку оно
существует в двух различных версиях, и до сих пор точно неясно, принадлежат ли они обе кисти гениального художника.
Один из вариантов находится в Лувре, и в пользу ее оригинальности говорит
тот факт, что именно эта картина когда-то принадлежала французскому королю, который в свою очередь мог получить его от самого художника. Что касается
Лондонской версии, то ряд искусствоведов приписывает её кисти ученика Леонардо Амброджио ди Предиса, признавая за работу Леонардо лишь лица
Мадонны и ангела.
Однако именно лондонская картина была вывешена в миланском соборе
в 1508 г.
Сюжет картины мы напрасно стали бы отыскивать в Евангелиях.
Это не канонический, а легендарный сюжет.
ЛЕГЕНДА.
Иоанн Креститель, еще ребенком ушедший в пустыню для покаяния, встретил в пути Деву Марию с младенцем Христом — они возвращались из Египта, и Христос благословил его.
Посмотрев законченную в общих чертах «Мадонну в скалах», монахи-заказчики отказались принять и оплатить работу, придравшись к формальному нарушению договорных сроков. На самом же деле их, конечно, повергла в шок проявленная Леонардо свобода в трактовке сакрального сюжета. Не будем вдаваться в богословские тонкости.
Были заявлены две основные претензии:
Во-первых, почему ангел указывает рукой на Иоанна, тогда как
«первый в святости» Иисус Христос?
Во-вторых, почему над головами персонажей отсутствуют нимбы
(знак святости)?
Разругавшись с монахами, Леонардо забрал свою картину из часовни
Непорочного Зачатия и начал, на свою голову, судебный процесс.
Он утверждал, что монахи ничего не понимают в живописи, что «нельзя
слепому судить о цветах». Однако и монахи были по-своему правы и умело
отстаивали свою правоту. И длился этот диковинный процесс ни много ни мало — двадцать лет.
По видимости дело кончилось компромиссом, а по сути, увы, поражением
Леонардо.
Он написал еще один вариант «Мадонны в скалах»
(с нимбами и без указующей руки ангела).
А первоначальный, намного лучший вариант долго оставался в его мастерской, затем попал к французскому королю Людовику XII и ныне хранится в Лувре.
Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486
годами. Она на 8 см. выше лондонской версии.
Лондонская версия написана позже, но до 1508 года.
Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся:
одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да
Винчи.
В 2005 году лондонская «Мадонна в скалах» была исследована с помощью
инфракрасных и рентгеновских лучей. Похоже, что Леонардо вовсе не
собирался копировать полотно заново.
Под написанным полотном обнаружили другую картину. На ней женщина держала одной рукой младенца, протянув другую руку вперёд.
Комментарии 4