Pauls Butkēvičs; род. 8 августа1940, Рига) — советский и латвийский артист.
Родился 8 августа 1940 года в Риге, в семье известного винодела Паула Буткевича, имевшего польские корни.
Окончил 11-ю Рижскую среднюю школу (1959) и музыкальную школу по классу скрипки (1958). После средней школы окончил ПТУ в Риге (1963) и работал на заводе ВЭФрегулировщиком аппаратуры проводной связи. Параллельно учился в 3-й студии прихудожественном театре имени Я. Райниса (1959—1961). Позже руководил коллективом художественной самодеятельностиДворца культуры завода ВЭФ.
Учился на юридическом и историческом факультетахЛатвийского государственного университета (1964—1966). Работал в ансамбле «Рижская пантомима» под руководством Роберта Лигерса (1957—1959). Был исполнителем эстрадных песен. Лауреат конкурса «Лиепайский янтарь».
Сниматься в кино начал в 17-летнем возрасте. Первая большая роль в кино — Имант Вейде в фильме «Клятва Гиппократа». Исполнял преимущественно характерные роли иностранцев (что было привычно для прибалтийских актёров СССР). Среди ролей: Каминский («Сильные духом»), Кент («Возвращение «Святого Луки»»), Страут («Шах королеве бриллиантов»), Макс («Ошибка Тони Вендиса»), Фрэнк («Европейская история») и др. Последние годы не снимается.
Награды и почётные звания
Заслуженный артист РСФСР(1990)
*******
Из другого источника:
__________
Советский и латвийский артист.
Острохарактерный, многоплановый актёр, снимавшийся практически на всех киностудиях СССР, а также за рубежом. Наиболее известные роли в фильмах: «Ошибка Тони Вендиса», «Долгая дорога в дюнах», «Случай в аэропорту».
Паул Буткевич родился в Риге. У его родителей до войны была большая собственность - швейная мастерская, фабрика, земля, дача. После войны все это естественно было национализировано. Большая квартира была превращена в коммуналку. Тем не менее Буткевич говорит: "Я не националист. Но я патриот...С детства играл с русскими детьми, с еврейскими. У меня в жизни не было национальных проблем - НИГДЕ и НИКОГДА".
Первая попытка сняться в кино была еще в школе: "Я тогда учился в средней школе. Первые пробы были в 6-м классе. Меня не взяли. Потом пошло - эпизод там, эпизод сям. Юношей играл в пантомиме у Роберта Лигерса, учился в музыкальной школе. Играл на всех агитационных концертах. Плюс домашние "буржуазные" вечера, гости - интеллигенция прежних времен".
Окончил 11-ю Рижскую среднюю школу 1959 и музыкальную школу по классу скрипки 1958.
Параллельно учился в 3-й студии при художественном театре имени Я. Райниса 1959—1961.
Работал в ансамбле «Рижская пантомима» под руководством Роберта Лигерса 1957—1959.
Был исполнителем эстрадных песен.
После средней школы окончил ПТУ в Риге 1963 и работал на заводе ВЭФ регулировщиком автоматической телефонной связи. Позже сам руководил коллективом художественной самодеятельности Дворца культуры завода ВЭФ.
Учился на юридическом и историческом факультетах Латвийского государственного университета 1964—1966.
Буткевич: "Я пошел на ВЭФ, чтобы содержать семью. Там можно было заработать. Театр - это так... Мне всегда страшно нравилось кино. И как только я попал на ВЭФ, меня пригласили на телевидение, потом пошли и другие предложения. Я рос в кино - от эпизодов до главных ролей. На заводе - от регулировщика до мастера. Отойду на время, снимусь в фильме - и обратно. Таким образом я проработал 25 лет и пять дней. У меня полный пенсионный стаж. Когда приходилось писать автобиографию, я называл себя "рабочий-актер".
Сниматься в кино Паул Буткевич начал в 17-летнем возрасте.
Первая большая роль в кино – Имант Вейде в картине режиссёра Армиды Неретниеце «Клятва Гиппократа».
С тех пор Буткевич снимался каждый год одновременно в нескольких фильмах.
Среди ролей: Каминскис «Сильные духом», Кент «Возвращение святого Луки», Страут «Шах королеве бриллиантов», Макс «Ошибка Тони Вендиса», Ричард Страутнек «Долгая дорога в дюнах», Фрэнк «Европейская история», Аркадий Свидерский «Случай в аэропорту».
Герои Буткевича – люди сильные, жёсткие, способные на отчаянные поступки, не всегда приводящие к положительному результату.
Исполнял преимущественно характерные роли иностранцев что было привычно для прибалтийских актёров СССР.
Между тем, актёр бесподобно играет и комические роли.
Последняя заметная работа Паула Буткевича – в телесериале «Виват, гардемарины!».
С тех пор он практически не снимается.
За период с 1965 по 2007 год фильмография Паула Буткевича насчитывает 76 фильмов.
Паул играл в советских и американских фильмах, у небольших и великих режиссёров, на севере Сибири и в Индии, в комедиях провинциального уровня и международных мегапостановках.
Все его персонажи, от прожженных негодяев до героев, отличаются обаянием, присущим самому Буткевичу.
Можно сказать, Паул не играет, а живет в предлагаемых кино обстоятельствах. Впрочем, и сама жизнь своими обстоятельствами сформировала гибкий, с виду покладистый, но с твердым внутренним стержнем характер.
О себе Буткевич говорит так: "Думаю, я неплохо получившийся у родителей непослушный, озорной, но хороший сын... А главное, я человек, внутри которого сидит vagars этакий злыдень-староста времен крепостного права - лат., который все время меня гоняет, шпыняет, заставляет упражняться, бегать, играть в кино и на ТВ, надеяться, любоваться красивыми девушками не скрою, если когда-нибудь это разонравится - мне конец.
Паул Буткевич рассказывал о своей личной жизни: "Сейчас я в третьем браке. Ни об одном я абсолютно не жалею. Конечно, о многом и до сего дня больно вспоминать. Первый брак прервался после почти 25-ти лет совместной жизни. Мы столкнулись с проблемой эмансипации, когда для женщины-начальника ты вовсе не мужчина... пусть это и звучит упрощенно.
Во втором браке я жил в Москве. Тамошняя жизнь - фантастически трудная работа: день и ночь ездить по всему Союзу и за границу туда-обратно, фестивали, встречи, съемки. Там я был Пал Палыч, любимый актер. Это колоссальный период. А потом наступила независимость. И она нас с женой разделила: каждый остался по свою сторону границы.
Долгое время я жил один. Не искал себе утешения, мне всегда нужны были чувства. Без них все не то. Но вот раз встретились глазами, два... Наше сближение было медленным, отнюдь не с первого взгляда. Зинта работала костюмером на телевидении.
Идет уже восьмой год нашей совместной жизни, и я могу откровенно сказать тьфу-тьфу, что теперь я не знаю, что значит ссориться. Я познал покой, доброжелательное отношение, полное понимание - в кино, в искусстве, в игре, в жизни, в быту. Можно по-современному добавить - и в сексе. Это фантастически, это - супер! И самое большое счастье, что у Зинты сложились отношения с моими внуком, дочерью и зятем, они стали друг для друга своими. По-настоящему".
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2