дебютный альбом Led Zeppelin был выпущен в Великобритании.
"Свинцовый дирижабль" - дебютный альбом одноименный названию английской группы Led Zeppelin, записанный в октябре 1968 в Olympic Studios, Лондон
'Led Zeppelin' представлял собой в музыкальном плане смесь блюза, фолка и восточных влияний с тяжелым роковым звучанием - совместный плод усилий всех четверых участников группы. В то время как критики встретили альбом по большей части негативно, альбом Led Zeppelin имел невероятный успех у публики, так что с годами критика его сделалась более позитивной. Альбом Led Zeppelin завоевал огромное количество поклонников по обе стороны Атлантики своим уникальным тяжелым металическим звучанием, которое прочно вошло в современную Led Zeppelin контркультуру. Led Zeppelin стали супергруппой с первого же своего альбома. Журнал Rolling Stone, в 1969 году обозвавший дебют Led Zeppelin пародией на Jeff Beck Group, а Планта "таким же пустым пижоном как Род Стюарт, но не таким возбуждающим", в 2003 году поместил этот альбом на 29-ое место в своем списке 500 самых лучших альбомов всех времен.
Вся работа над альбомом, включая его сведение, заняла не больше 36 часов студийного времени (на протяжении нескольких недель). Пэйдж запомнил эту точную цифру, потому что сам оплачивал счет студии. Счет составил всего 1782 фунта стерлингов. Специалист по Led Zeppelin, их биограф Дэйв Льюис писал, что в истории музыки мало примеров подобной быстрой записи альбома, "разве что Битлз, у которых ушло 12 часов на запись их первого альбома на Абби Роуд. Дебютный альбом Led Zeppelin принес им 3,5 миллиона фунтов стерлингов (7 млн. долларов) - это в 20 000 раз больше, чем они вложили!"
Причина столь быстрой записи была в том, что весь материал альбома был давно отрепетирован и обкатан на скандинавских гастролях группы еще под названием The New Yardbirds. В их репертуар тогда входили, помимо старых песен The Yardbirds, собственные песни "Communication Breakdown", "I Can't Quit You Baby", "You Shook Me", "Babe I'm Gonna Leave You" и "How Many More Times". По словам Пэйджа: "группа сделала аранжировки во время турне по Скандинавии в сентябре 1968, а я знал, какое нам нужно звучание. Поэтому все произошло невероятно быстро."
В этом альбоме Пэйдж играл на гитаре Фендер Телекастер, имевшей психоделическую раскраску. Эту гитару ему подарил в 1965 году Джефф Бэк, друг с детства, когда Пэйдж порекомендовал Бэка группе The Yardbirds в качестве замены ушедшего Эрика Клэптона. Эта гитара сильно отличается от тех, которые Пэйдж предпочитал в последующих альбомах (особенно Gibson Les Paul). Пэйдж играл на этом Телекастере через усилитель Supro. В акустических песнях Пэйдж играл на Gibson J-200, позаимствованной у сессионного гитариста Биг Джима Салливана, который играл у Тома Джонса.
Альбом продюссировал сам Пэйдж с помощью инженера Глина Джонса, который имел опыт работы со всеми корифеями рок-музыки: The Beatles, The Rolling Stones и The Who. 'Led Zeppelin' записан на аналоговом 4-дорожечном аппарате, что придало записи ее теплое звучание. Согласно Пэйджу, "Первый альбом - это лайв-альбом, он действительно записан живьем. На нем есть наложения, но в основном все писалось вживую." Пэйдж использовал естественную среду помещения для лучшей реверберации и общей фактуры записи, продемонстрировав новаторство в звукозаписи, которому он научился, работая сессионным музыкантом.
Практически до самого конца 1960-х большинство музыкальных продюссеров устанавливали микрофоны для записи прямо перед усилителями и ударными инструментами. При записи 'Led Zeppelin' Пэйдж устанавливал еще дополнительные микрофоны на некотором расстоянии от усилителя (приблизительно шесть метров), а потом записывал баланс между двумя микрофонами. Пэйдж стал одним из первых продюссеров, применяющих технику "звучания среды" ("ambient sound") с использованием естественной задержки звука, происходящей благодаря расстоянию между двумя микрофонами.
Другая особенность в звучании альбома - эффект "просачивания" голоса Роберта Планта на другие дорожки. В интервью журналу Guitar World в 1998 году Пэйдж вспоминал, что "у Роберта был чрезвычайно мощный голос, в результате, он просочился на другие дорожки. Однако странным образом, это просачивание звучит так, будто его добивались нарочно." В песне "You Shook Me" Пэйдж применил эффект "обратного эха", когда эхо слышится не после главного звука, а предшествует ему. Это делалось с помощью переворачивания пленки и записи эха на свободной дорожке, затем пленку переворачивали обратно, таким образом эхо шло впереди главного сигнала.
Хотя Led Zeppelin везде называют основателями жанра "хэви-метал", сам Роберт Плант полагает, что это нечестно считать хэви-металлической группу, добрая треть музыки которой акустическая.
Альбом 'Led Zeppelin' был одним из первых альбомов, выпущенных только в стерео варианте. В то время все альбомы, как правило выпускались как в стерео, так и в моно версиях.
Публика встретила 'Led Zeppelin" с огромным энтузиазмом. Альбом появился в нужное время в нужном месте. Накануне выпуска в США, Atlantic Records разослала несколько сотен промокопий альбома с белыми ярлыками "not for sale" радио диджеям и музыкальным критикам. Альбом оставался 73 недели в хит-параде Биллборда (пик - №10) и 79 недель в британских чартах (пик - №6). Оценки альбома 'Led Zeppelin' разными журналами и телеканалами такие:
журнал Rolling Stone (USA) - №29 в "500 лучших альбомов всех времен"
журнал Q (UK) - №7 в списке "Музыка, которая изменила мир" и №6 в списке "21 альбом, изменившие музыку"
телеканал VH1 (USA) - №44 среди лучших альбомов
газета The Times (UK) - №41 в "100 лучших альбомов всех времен"
журнал Uncut (UK) - №7 в "100 лучших дебютных альбомов"
журнал Classic Rock (UK) - №81 в "100 лучших британских альбомов".
SIDE ONE:
1. "Good Times Bad Times" Bonham, Jones, Page - 2:43
2. "Babe I'm Gonna Leave You" Page, Plant, Bredon - 6:40
3. "You Shook Me" Dixon, Lenoir - 6:30
4. "Dazed and Confused" Page - 6:27
SIDE TWO:
1. "Your Time Is Gonna Come" Jones, Page - 4:41
2. "Black Mountain Side" Page - 2:06
3. "Communication Breakdown" Bonham, Jones, Page - 2:26
4. "I Can't Quit You Baby" Dixon - 4:42
5. "How Many More Times" Bonham, Jones, Page - 8:30* "How Many More Times" указана на конверте продолжительностью 3:30 нарочно Джимми Пэйджем, чтобы не отпугнуть своей длиной радиодиджеев.
* Роберт Плант принял активное участие в сочинении песен альбома, но не указан в титрах по причине его связанности в то время контрактами с CBS Records https://www.youtube.com/watch?v=qSIS0o7vtPE
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3