Одним словом, это то, что движет цивилизацию вперед.При этом главной особенностью творчества, отличием его от любой иной деятельности является уникальность, исключительность, неповторимость плодов труда конкретного человека. Произведения, созданные в результате различных видов творчества нельзя просто взвесить, как слиток золота. Но они обогащают человечество духовно, а также раздвигают горизонты возможностей людей, изобретая нечто качественно новое в науке и технике, и зачастую постепенно обретая вполне осязаемую материальную ценность.
Творчество в жизни взрослого человека
Великий российский философ, Николай Александрович Бердяев, автор известной книги «Смысл творчества», опубликованной в 1916 году, считал, что каждый человек по природе своей – творец. В любом заложено зерно гениальности. И оно может дать благодатные всходы при особых условиях, главным из которых является свобода личности. Именно свобода, по мнению философа, является тем неиссякаемым источником, который питает творчество. Благодаря ему происходит прогресс в развитии цивилизации.Божественная, непостижимая природа людей такова, что даже в условиях внешне ограниченной свободы, под натиском цензуры, в нищете, в заключении, несмотря на болезни, благодаря внутренней свободе, полету мысли, рождались гениальные философские теории, научные формулы, стихи и проза. Народное творчество, в рамках которого возникали памятники фольклора, наскальная роспись, изобретались колеса и крылья, всегда развивалось не благодаря, а вопреки внешним условиям.Творчество, как и жизнь человека, были и остаются неким преодолением. Их смысл в решении определенных задач, направленных на преобразование себя и окружающего мира.Еще один известный ученый, оставивший огромный вклад в развитие психологии в конце прошлого тысячелетия, Лев Семенович Выготский, считал, что тема творчества «звучит» везде, где люди воображают, изменяют, комбинируют, создают нечто новое, какой бы крупицей оно не казалось, в сравнении с гениальными произведениями великих личностей в истории человечества.Основоположник гуманистической психологии, американец еврейской национальности, родители которого эмигрировали из России в начале прошлого века, Абрахам Харольд Маслоу считал, что жизнь и творчество (как некое качество), даруются каждому человеку одновременно, в момент рождения. Каждый из людей способен творить, также как птицы – летать или деревья покрываться листвой. Однако многие утрачивают этот ценный дар.
Творчество в жизни мужчин
Великие мужчины-творцы оставили свой след в развитии человеческой цивилизации. Это мыслители, философы, инженеры, художники, поэты, музыканты и прочие великие личности, имена которых навсегда запечатлены в истории. А также те неизвестные авторы, чьи жизнь и творчество ручейком вплелись во всеобщий прогресс, составили культурное наследие человечества. Безымянные создатели памятников народного творчества и вполне обыденных предметов обихода, орудий труда, которыми каждый из нас пользуется ежедневно, не задумываясь о его происхождении.Стремление к созидательному труду, прежде всего к мыслительному – та «искра», которая дарована каждому представителю сильного пола. Кроме того, она подкрепляется извечным желанием найти смысл, докопаться до сути, свойственным большинству мужчин.Данное сочетание рождает потребность в развитии и творчестве, которую испытывают многие. А реализуя, обретают смысл существования, радость бытия, внутреннюю гармонию.
Творчество в жизни женщин
Представительницы прекрасного пола наделены теми же даром и потребностью творить. Хотя наука признает некоторые различия в мыслительных способностях людей разного пола, обусловленные тем, что одни и те же когнитивные способности реализуются у них разными отделами коры головного мозга и даже неодинаково распределяются между его полушариями. У представителей сильного пола преимущественно развиты зрительно-пространственные способности. У женщин – вербальные и перцептивные.Но если говорить, в общем, о жизни, творчестве и возможности его реализации, то дамы обладают некоторым преимуществом, в сравнении с представителями сильного пола. Ведь природа распорядилась так, что именно женщина способна рожать потомство, производить на свет нового человека, частично реализуя свои творческие способности, потребности и амбиции. Ее мощная созидательная энергия находит выход в детях, в воспитательном процессе, который также является творческим.Как правило, реализовав себя в материнстве, состоявшись в своей главной роли, женщины не оставляют попыток преобразовать мир. Кто-то делает научную карьеру, кто-то продвигает культуру, а иные находят себя в декоративно-прикладном творчестве или превращают в произведения искусства обычные семейные ужины. Представительниц прекрасной половины человечества занимают самые полярные жанры творчества:
от вышивания крестиком до конструирования самолетов;
от стихосложения до изобретения новых математических формул.
Детское творчество
Все люди, их творческие порывы и достижения – родом из детства. В раннем возрасте легче раскрыть потенциал, заложенный в каждом, но имеющий отпечаток личности конкретного ребенка. Любые уроки творчества вносят свою лепту в развитие мальчиков и девочек в любом возрасте. Благодаря помощи родителей, учителей, наставников, дети могут ознакомиться с различными видами и освоить разнообразные жанры творчества, чтобы выбрать занятие по душе, в соответствии со способностями и предпочтениями маленького человека. Для кого-то оно станет любимым хобби, которое ребенок пронесет во взрослую жизнь. Для других может превратиться в сознательно избранную, интересную профессию.Главное, что развитие творчества, желания и умения изменять мир к лучшему, поможет формированию гармоничного духовного мира любого ребенка.
Развитие малышей и творчество
Познание и творчество – два рычага, которые позволяют ускорять развитие малышей. Известно, что когнитивные способности формируются в процессе освоения новых навыков, обучения разного рода деятельности.Уроки творчества в самом раннем возрасте – своеобразный тренинг для воображения, фантазии, поиска оригинального решения тех или иных задач. Они воспитывают целеустремленность и трудолюбие.Прикладное творчество развивает мелкую моторику, готовит руку малыша к освоению письма, способствует стимуляции речевого развития. В самом юном возрасте мальчики и девочки могут заниматься поделками из природных материалов, составлением аппликаций, мозаик и т. д. Дошкольники любят самовыражаться, используя цветные карандаши, краски, глину, ножницы, клей и бумагу.Делая первые робкие шаги в художественном творчестве, рисуя пальчиковыми красками или акварелью, создавая «скульптурные» композиции из пластилина и т. п., дошкольники знакомятся с разнообразием форм, богатством цветовой палитры.Они самозабвенно воспроизводят основные формы, наслаждаются экспериментами с текстурой, пространством и цветом в произведения декоративного творчества. Например, малыши часто изображают дома с сияющим солнцем, составляя сюжеты картин из основных форм: квадратный дом с треугольной крышей и круглым солнцем над ним.По мере взросления ребенка, в его живописных произведениях появляется все больше и больше деталей. Он учится рисовать людей. Реалистичные формы, масштаб и прочее дети осваивают позже.Устное творчество, занятия художественным чтением, риторикой, в сочетании с игрой, перевоплощением, театром, способствуют становлению правильной речи, устранению логопедических проблем. Помогают избавиться от неуверенности в себе и многих поведенческих проблем.Примеряя на себя разные роли и глядя на мир с точки зрения кого-то другого, ребенок изучает мир и выражает свои чувства. Рассказывая истории, декламируя стихи, дети обогащают лексику, расширяют кругозор. Некоторые малыши любят вести повествование самостоятельно, другие охотно рассказывают о чем-либо в форме диалога или беседы.Дошкольники часто полностью погружаются в истории. Порой, когда кто-то читает вслух сказку или рассказывает о чем-либо, мальчики и девочки настолько увлекаются, что реагируют на повествование жестами, мимикой, «иллюстрируя» сюжет.Пение, обучение игре на музыкальных инструментах и другие разновидности исполнительского детского творчества способствуют формированию чувства ритма, развивают музыкальный слух и художественный вкус. Дошкольники, используя музыкальные инструменты, в том числе свои собственные голоса, учатся выражать свои чувства и мысли.Малыши с упоением погружаются в музыку, наслаждаются пением. Они обожают песни с повторяющимися, простыми мелодиями. Часто придумывают свои слова, рассказывая о событиях из собственной жизни и людях, которые их окружают.Дошкольники учатся распознавать и называть любимые песни, исполняют их довольно точно. А заодно разучивают стихи наизусть. Хоровое пение, как жанр творчества, помогает детям понять разницу между быстрыми и медленными, длинными и короткими, громкими и тихими звуками.Танец – это не просто вид искусства. Танцевальное детское творчество способно играть решающую роль в развитии двигательных навыков детей. И как прочие разновидности креативной игры, он помогает развивать других умений и чувств.Спонтанно двигаясь под музыку, малыш постепенно совершенствует контроль над собственным телом. Он может выражать печаль, радость и другие чувства через движение, освобождаясь от психоэмоциональных стрессов.Самые маленькие, осваивая танцевальные виды творчества, развивают способность к подражанию. На уроках танцевального творчества, осваивая движения животных (полет бабочки, прыжки лягушки и т. п.), ребенок больше узнает об окружающем мире.
Уроки творчества для детей в школьной программе
И в школьные годы музыка, декоративно-прикладное творчество, танцы, изобразительное искусство, техническое творчество, театр и т. п. помогают ребенку:
выражать свои чувства;
совершенствовать навыки общения;
развивать координацию;
практиковать мелкую моторику;
самостоятельно решать различные задачи;
учиться размышлять;
находить оригинальные взгляды на вещи.
Особенности творчества школьников младшего и среднего возраста заключаются в том, что дети отождествляют его с игрой. Но в то же время, детское творчество играет важную роль в общем процессе обучения и развития. Оно облегчает познание, творчество помогает школьнику исследовать мир через художественные материалы, богатство языка и движения, и выражать собственные идеи и эмоции.Уроки творчества – это эффективный способ ускорить развитие и личностный рост ребенка.
Творчество как способ познания для подростков
Тинейджеры, которые переживают эмоциональные, психологические проблемы, имеют трудности с усвоением школьной программы или в общении со сверстниками, могут найти самовыражение в пении, танцах, техническом творчестве и т. д. Любое искусство является средством передачи идей, чувств, помогает раскрыть талант.В ходе исследования, проведенного группой ученых из Стэнфордского университета, было обнаружено, что подростки, которые занимаются художественным творчеством, по сравнению с теми, кто не имеет возможности художественного самовыражения в четыре раза чаще выигрывают академические награды.Прикладное творчество и другие виды творческой деятельности являются эффективным способом для устранения последствий хронических стрессов. Они помогают подросткам избавиться от комплексов, психоэмоциональных нарушений и поведенческих проблем во время гормональных бурь, сопровождающих пубертатный период.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев