Речь идет о ситуациях, когда гражданину требуется медицинская помощь не в родном регионе, где он живет и у него оформлен полис ОМС, а за его пределами, например, в командировке или на отдыхе.
В 2011 году права граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи были существенно расширены. Федеральный закон № 326 серьезным образом переформатировал отрасль ОМС. Одной из важнейших новаций стало закрепление за гражданином права выбора страховой компании в системе ОМС. В свою очередь, страховщики были наделены как обязанностями и инструментами по защите пациента в споре с больницей, так и мотивацией защищать интересы пациента. Страховой представитель стал профессиональным медицинским «адвокатом», заинтересованном в защите его прав. А в системе ОМС – услуги страховой медицинской организации бесплатны для пациента.
Механизм защиты прост. Если пациент недоволен оказанной медицинской помощью или не может получить ее в установленный законодательством срок, он обращается с жалобой на медучреждение в свою страховую компанию. Как правило, вмешательство страхового представителя быстро нормализует ситуацию в интересах пациента.
Если гражданину требуется лечение за пределами своего региона, то ситуация осложняется. Хотя полис ОМС позволяет получить медицинскую помощь на территории всей России, фактически в спорной ситуации с больницей, при необходимости защищать интересы пациента, механизм обращения к страховщику не работает.
Связано это с заложенными в систему ОМС отраслевыми механизмами. По существующим правилам больница «чужого» региона не может предъявить оплату за лечение пациента в ту страховую компанию, где он застрахован, поскольку клиника и страховщик находятся в разных регионах. В этом случае счет получает Территориальный фонд ОМС, оплачивает его и пересылает в ТФОМС «родного» региона.
Страховая компания выпадает из цепочки оплаты счета. Следовательно, у нее нет права представлять интересы пациента в споре с больницей. Пациент остается без защиты страховщика. Логично предположить, что в таком случае помогать пациенту должен плательщик – Территориальный фонд ОМС.
Однако защита прав граждан – не ключевая, а скорее «резервная» функция ТФОМС. Территориальные фонды в системе ОМС являются проверяющими для страховщиков и арбитрами в спорах медицинской организации и страховщика.
В сложившейся ситуации требуемые изменения понятны и вполне реализуемы. Речь идет, в первую очередь, об изменении плательщика медицинской помощи в «чужом» регионе. Ими должны стать страховые медицинские организации, со всеми возникающими правами по защите пациента вне места постоянного проживания.
«Когда наш застрахованный обращается в нашу же компанию привычным и удобным для себя способом – лично или по телефону горячей линии – мы должны иметь возможность помочь ему разобраться с любыми вопросами, связанными с получением медицинской помощи по ОМС. Вне зависимости от региона, на территории всей страны», – подчеркивает председатель совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков Андрей Рыжаков.
Эти изменения будут способствовать повышению финансовой прозрачности и эффективности отрасли, а также усилению контроля над расходами.
Реализация предлагаемых мер позволит страховым компаниям более полно защитить конституционное право гражданина на доступное и качественное лечение за счет контроля объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи на всей территории страны – в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Источник: ФФОМС
#АрсеналМС #ОМС #ПолисОМС #СМО #Здоровье #СтраховаяМедицина


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев