ТАНКИ "МЕРКАВА-4". ФОТО: AYAL MARGOLIN-JINIPIX/XINHUA/GLOBALLOOKPRESS
Западные военпреды начали шарить по всему миру в поисках того, какие ещё вооружения можно было бы поставить Киеву. Пришли с этим вопросом и к Тель-Авиву. Обследование танков, похоже, удивило и самих израильских военных: техника оказалась в отличном состоянии и фактически боеготовой (спасибо пустынному климату).
Сообщается, что "Меркавы" могут быть отправлены покупателям в течение трёх месяцев. Если допустить, что ещё какое-то время (скажем, месяц), потребуется для их перегрузки и оформления документов, то на Украину машины поедут в октябре – ноябре текущего года.
При этом выяснилась интересная деталь: одна из стран-покупателей возьмёт танки "Меркава-2", а другая – "Меркава-3. По сути, это очень похоже на модель, по которой Польша и другие страны Восточной Европы передавали Украине старое советское и отчасти немецкое оружие, замещая его контрактами на поставку американской и южнокорейской техники.
Тот факт, что Израиль продаёт фактически приговорённые к переплавке танки, отражён и в цене контракта: вся сумма сделки составит несколько десятков миллионов долларов. Для понимания, насколько это смешные деньги, можно отметить, что стоимость одной новой "Меркавы-4" составляет от 4 до 6 миллионов долларов.
Серьёзный враг
В России есть некоторое количество поклонников израильской концепции бронетехники, но намного больше её ненавистников, готовых цепляться за любые слабые места этих машин и раздувать их до совершенно гипертрофированных размеров.
Правда же заключается в том, что "Меркавы" всех поколений были неплохими, но очень специфическими машинами, приспособленными под те условия, в которых приходилось воевать еврейскому государству. Поэтому никто не знает, как они поведут себя на театре военных действий, для которого не были рассчитаны.
Израильские танки – достаточно хорошие, но надо учитывать, что сейчас они продают устаревшие модели, которые для современных противотанковых средств достаточно уязвимы,
– отметил в разговоре с Царьградом военный эксперт, специалист по иранским вооружённым силам Юрий Лямин.
Он также обратил внимание на ряд моментов, которые совершенно точно осложнят применение этих машин. Во-первых, "Меркавы" отличаются большой массой: порядка 60 тонн. В Израиле и прилегающих к нему странах это не проблема: местность там пустынная, рек, и, соответственно, мостов через них – мало, грунты каменистые с хорошей несущей способностью. В наших же степях условия совершенно другие: много речек, мелких и средних, через которые надо как-то переправляться; раскисающий от дождей чернозём. Всё это сильно ограничит подвижность "Меркав" и осложнит их боевое применение. По мнению Лямина, это, пожалуй, главный недостаток израильских машин.
Также эксперт обратил внимание, что танки не воюют сами по себе. Они должны взаимодействовать с другой техникой, которой у ВСУ по понятным причинам нет. И тут возникает множество проблем. Например: чем вытаскивать повреждённую или застрявшую машину?
Они обеспечили своим танкам хорошую защищённость, но они получились очень тяжёлые. Не каждая ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) может такой танк выдернуть, если он просто где-нибудь застрянет,
– отметил Лямин.
К слову, не факт, что и у самого Израиля имеются такие БРЭМы: как-никак предположение, что еврейские танки придётся однажды доставать из русского чернозёма, было до последнего времени совсем уж неочевидным.
В свою очередь, к достоинствам израильских машин эксперт отнёс систему управления огнём и мощное 120-мм орудие.
Опаснее "Леопардов"
В целом "Меркавы" создавались с той же целью, что и американские и немецкие танки времён холодной войны: истреблять советскую бронетехнику. Но к решению этой задачи израильские разработчики подошли по-своему – с учётом особенностей своей страны и реального боевого опыта, имевшегося к тому времени.
Несколько обобщая, можно сказать, что "Леопарды" создала нация, которая проиграла две мировые войны и последние 78 лет принципиально не участвовала в вооружённых конфликтах. "Меркавы" же породил народ, который все эти 70 лет непрерывно воевал с соседями и не проиграл ни одной войны (хоть и оказывался на краю разгрома).
В контексте СВО прибытие "Меркав" на театр боевых действий – фактор однозначно неприятный. В первую очередь потому, что, в отличие от "Леопардов-2", израильских танков по-настоящему много. На днях министр обороны ФРГ Борис Писториус заявил, что Берлин не может компенсировать Украине все потери "Леопардов-2", но зато пообещал активизировать ремонт и отправку в ВСУ "Леопардов-1".
Нюанс состоит в том, что "Леопард-1" был плохой машиной уже на момент создания: картонная броня и 105-мм пушка делали его слабым противником даже для современных ему советских танков. Немцы сняли их с вооружения в начале нулевых, после чего большинство машин хранилось под открытым небом и отнюдь не в стерильно сухом климате пустыни Негев. За прошедшие годы европейцы и американцы утратили линии по производству 105-мм танковых снарядов: никто просто подумать не мог, что в них снова возникнет нужда.
"Меркавы" намного лучше бронекошек первого поколения и намного многочисленнее машин второго. Общее количество произведённых Mk.2 оценивается в 550–600 штук. И эти танки больше не нужны Израилю – то есть теоретически все они могут быть постепенно переправлены ВСУ. При этом ни с боеприпасами, ни с ЗИПами для них нет проблем.
Да, эти машины не предназначены для европейского театра военных действий и, по всей видимости, грязь и слабые мосты станут их злейшим врагом. Но стоит отметить, что и "Леопарды" сейчас применяются украинцами не по назначению, а ровно противоположным образом, чем тот, что подразумевался при их создании.
Более того, даже танки Т-64, проектировавшиеся Харьковским конструкторским бюро, которые вроде должны быть приспособлены к условиям южнорусских степей, систематически "козлят" при попытке буксировать их со сбитой гусеницей (маленькие и тонкие опорные катки зарываются в мягкую землю, как диски бороны, после чего танк садится на грунт одним бортом).
Иными словами, эффективность применения техники в первую очередь зависит от адекватности командования, квалификации экипажей и диктуемых ходом войны задач и лишь в энной степени – от свойств самой техники.
Комментарии 5