Бои штурмовых групп внутри города
Во время боевых действий внутри города состав штурмовых групп несколько изменился. В них, помимо указанных подразделений и огневых средств, входили подгруппы разрушения, задымления и поджога. Эти функции выполняли саперы, имевшие заряды ВВ, дымовые шашки и ручные дымовые гранаты, а также огнеметчики с ручными огнеметами РОКС-3 и зажигательными бутылками. Кроме того, почти каждый автоматчик имел с собой 2-3 ручные дымовые гранаты. Огнеметчики подчинялись непосредственно командиру саперного отделения. Задачей саперов и огнеметчиков было обеспечивать действия штурмовой группы и расчетов орудий.
Штурм укрепленных зданий в городах и населенных пунктах проводился следующим образом. Под прикрытием огня артиллерии и штурмовых групп саперы, по возможности скрытно, выдвигались вперед и забрасывали дымовыми и боевыми гранатами окна первых этажей, подвалы и подъезды атакуемых объектов. Вслед за ними начинали действовать огнеметчики. Используя внезапный моральный эффект, произведенный этими, средствами, в атаку бросалась пехота, которая, действуя гранатами и огнем автоматов, очищала здание от врага.
Как показала практика, атаковать врага в данных условиях лучше всего сразу в нескольких местах. Атакующие решительно врываются в здания, расчищая себе путь гранатой и автоматной очередью, ударом штыка, ножа и приклада. При этом надо быть в постоянной готовности отразить контратаку противника. Двери, окна, проломы в стенах немедленно баррикадируются массивной мебелью. Если не представляется возможности очищать дом сразу по всей его ширине, надо изолировать занятые врагом комнаты и продолжать двигаться в глубину дома, стремясь быстрее занять все входы и выходы.
Поучителен бой, проведенный усиленным стрелковым взводом лейтенанта Антипова.
Овладев несколькими домами в центральной части города, стрелки, автоматчики, пулеметчики и расчеты противотанковых ружей заняли окна, двери и проломы в стенах и по команде лейтенанта открыли огонь по окнам и амбразурам противоположного дома, где укрепился противник. В это время специально выделенные бойцы-гранатометчики стали метать противотанковые гранаты в двери и окна, а затем стремительным броском проскочили через улицу и ворвались в дом. На лестничных клетках, в комнатах и коридорах завязались рукопашные схватки. Большая часть дома был отвоевана, но взвод потерял несколько человек убитыми и ранеными, а немцы успели подтянуть резерв.
Учтя изменившуюся обстановку, лейтенант приказал забаррикадировать все входы мебелью и выставить за этими баррикадами ручные пулеметы. Отделения были разделены на группы по 2-3 бойца. Часть из них лейтенант отправил на чердак и в глубину дома с задачей обойти немцев черев кухни и "черные" лестницы; остальные заняли места перед входом в помещения, где находились немцы. Ефрейтор Елисеенко, выйдя со своей группой на чердак, бросил в дымовую трубу две противотанковые гранаты. От взрыва гранат в комнате, где засели немцы, поднялось облако дыма и сажи. Не давая врагу опомниться, автоматчики, оставшиеся напротив этой комнаты, быстро разбросали завал и ворвались в нее, предварительно бросив через дверь несколько ручных гранат.
Таким же способом были заняты еще три комнаты, причем перебито более 10 немцев. Другие группы, обходя квартиры с засевшими в них немцами, бросали гранаты во внутренние оконца или в отдушины, пробивали лазы в тонких межкомнатных перегородках и постепенно расширяли и углубляли прорыв, рассекая квартал-бастион на две изолированные части. В конце концов враг был вынужден отступить.
Стрелковый батальон, как правило, имел в своем составе несколько штурмовых групп, которые нередко вели бой за несколько зданий в одном квартале, взаимодействуя между собой. Так, бой за квартал 118 в городе Эльбинг вели сразу три штурмовые группы. Первая группа дворами подошла к зданию и блокировала его. Противник, заметив наших бойцов, открыл по ним огонь из соседнего дома. Это заставило группу укрыться. Тем временем к зданию, из которого немцы вели огонь, подошла вторая группа и, бросив на мостовую несколько дымовых шашек и гранат, лишила их возможности вести наблюдение и прицельный огонь по первой группе.
Воспользовавшись благоприятным моментом (задымление улицы), первая и третья группы броском ворвались в дом и начали бой за этажи. Таким образом, немцы, находившиеся в трех зданиях и взаимно поддерживавшие огнем друг друга, подверглись одновременному штурму. Два здания, в которых враг упорно сопротивлялся, были, подожжены. В третьем штурмовая группа лишь имитировала поджог дымовой шашкой. Этого оказалось достаточно, чтобы гарнизон, состоявший из 28 гитлеровцев, сдался в плен. Первые же дни боев за город Эльбинг показали, что огонь дивизионной артиллерии с закрытых позиций малоэффективен. Это заставило советское командование увеличить количество орудий для стрельбы прямой наводкой и сопровождения штурмовых групп. Результаты не замедлили сказаться: на следующий день (6 февраля) удалось захватить 14 кварталов.
При большем насыщении пехоты орудиями сопровождения тактика штурмовых групп несколько изменялась. В городе Грауденц, например, орудия, приданные штурмовой группе, подкатывали к объекту на 40-60 м (в зависимости от ширины улицы, величины двора, расстояния между зданиями) и производили из них 10-12 выстрелов по окнам подвалов, первых и вторых этажей, а также по чердакам. Во время обстрела штурмовая группа, разбившись на две подгруппы, приближалась дворами и садами к зданию. Затем по сигналу бойцы одновременно врывались в его нижний этаж и завязывали бой. Атаку штурмовых групп поддерживали ручные и станковые пулеметы, ведя отсечный огонь.
Характер боев настоятельно потребовал ввести в состав штурмовых групп по 8-12 человек из подразделений химзащиты (т.н."дымовиков"). В зависимости от обстановки, командир штурмовой группы ставил "дымовикам" задачи: ослепить огневую точку противника, создать отсечную дымовую завесу на фланге, прикрыть маскирующей завесой маневр группы и смену позиций орудиями сопровождения.
"Дымовики" также имитировали пожары. При очищении зданий квартала 192 в городе Эльбинг штурмовая группа была остановлена пулеметным огнем с фланга. Вскоре оттуда же начало бить орудие прямой наводкой. Оценив обстановку, командир решил прикрыть действия штурмовой группы отсечной дымовой завесой. Ползком выдвинувшись на фланг, "дымовики" бросили перед собой несколько дымовых гранат и, тем самым прикрыв себя, зажгли дымовые шашки. Враг, ослепленный дымом, ослабил огонь. Тогда штурмовая группа броском преодолела улицу, очистила последние здания квартала 192 и ворвалась в следующий квартал.
В немецких городах очень часто встречались особняки - коттеджи с островерхими кровлями крытыми черепицей. Последняя является неплохой защитой от автоматного огня и от осколков мин 82-мм батальонных минометов. Стены из полого или сплошного кирпича, а иногда из стандартных плит прессованной соломы и стружки имели много узких окон, расположенных на различной высоте. Все это облегчает оборону коттеджа: пулеметные расчеты и автоматчики имеют возможность часто менять огневые позиции, перебегая с места на место. Выследить и уничтожить такую кочующую огневую точку могут только опытные снайперы.
Особенно хорошо действовала в этих боях снайперская пара, состоявшая из сержантов Полунина и Бегуляева. Обычно они располагались на таком расстоянии друг от друга, чтобы поддерживать связь между собой голосом. Каждый из них выбирал себе один этаж, т. е. один ряд окон, и вел за ними наблюдение. Выдержка и точный огонь дали отличные результаты - только в одном бою снайперы уничтожили свыше двух десятков немцев.
Большую роль в уличных боях играли ручные пулеметы. Применялся и, залповый огонь из винтовок. Последний особенно пригоден для борьбы с новым немецким автоматом - МР.43, который заменял у них ручные пулеметы. Прекрасные результаты давал перекрестный залповый винтовочный огонь и пулеметный огонь: в этом случае противнику труднее было засечь наши огневые средства и организовать контрборьбу. Весьма эффективен оказался также прочесывающий огонь по местам предполагаемых огневых позиций противника: окнам, крышам, амбразурам и т. д. Такой огонь из станковых пулеметов эффективен и при стрельбе по коттеджам, построенным из плит прессованной соломы и стружек; пули пробивали стены этих домов.
Бой десантных отрядов в глубине обороны противника
Особого внимания заслуживают действия десантных отрядов, которые применялись в городе Эльбинг с целью расчленения окруженной группировки противника и быстрейшего овладения городом.
Попытки советской пехоты, поддержанной артиллерией, овладеть восточной частью города успеха не имели. Разведкой боем и наблюдением удалось установить, что противник, кроме автоматчиков, имел значительное количество пулеметов, установленных в больших каменных зданиях. При стрельбе по этим пулеметам из орудий немцы перемещали пулеметы из одного конца здания в другой и с этажа на этаж, ведя огонь из разных окон. В этих условиях борьба могла затянуться. Тогда, чтобы дезорганизовать вражескую оборону, было решено выбросить десантные отряды.
Одному из таких отрядов под командованием майора Янковского было приказано, не ввязываясь в бой с противником, на предельной скорости прорваться в район моста через реку Хоммель, овладеть переправой, удержать ее и совместно с подразделениями, действующими с фронта, очистить от противника юго-восточную часть города (схема 3). Договорившись о взаимодействии с подразделениями усиления и подразделениями, наступавшими с фронта, десант к 6 часам 6 февраля сосредоточился на восточной окраине города.
Начало атаки с фронта намечалось по сигналу командира отряда (красная ракета), означающему, что он вышел к намеченному объекту.
В 7 часов отряд без артиллерийской подготовки в колонне на полном ходу с зажженными фарами ворвался в город по улице, идущей к мосту через реку Хоммель, Немцы, не ожидавшие такой дерзости, растерялись и лишь спустя несколько минут открыли беспорядочную стрельбу из пулеметов и автоматов. Однако десант, не задерживаясь, проскочил в город и, достигнув указанного объекта, дал условленный сигнал - красную ракету. После этого автоматчики, во взаимодействии с артиллеристами, приступили, к взлому обороны противника с тыла, распространяясь от моста на северо-восток и юго-восток.
Одновременно с фронта перешли в атаку остальные силы части. Оказавшись между десантом, действующим в тылу, и подразделениями, наступающими, с востока, противник был вынужден распылить свои силы. Это и решило исход боя. К 9 часам от врага было очищено свыше 60 кварталов, к 10 часам заняты железнодорожная станция и госпиталь, а к 11 часам - вся восточная часть города Эльбинг до реки Хоммель.
Поучительны ночные действия десантного отряда майора Генюка. Ему была поставлена задача прорваться в тыл врага, овладеть опорным пунктом в районе кирпичного завода и во взаимодействии с подразделениями, наступавшими с фронта, выбить немцев из остальных кварталов района.
В 22 часа самоходные орудия с десантом автоматчиков на полной скорости с зажженными фарами, ведя на ходу огонь вдоль улицы, ворвались в район опорного пункта противника. Соскочив на землю, автоматчики сразу же стали распространяться в стороны.
Дерзкий ночной прорыв десанта без артиллерийской подготовки привел гарнизон опорного пункта в смятение и вынудил его к поспешному отступлению. Лишь через два часа противник оправился и предпринял контратаку. Но подоспевший стрелковый батальон вместе с десантом отразил ее и сам перешел в наступление. Было занято еще два квартала.
Отметим, что действия таких отрядов не давали желаемых результатов, если их применяли на одном участке несколько раз подряд. Немцы, однажды допустив оплошность, устанавливали на этих улицах противотанковые препятствия, надежно прикрывали их огнем артиллерии и "фаустпатронов".
Комментарии 1